Стратегия развития
Утверждено решением Съезда СРО ААС 21 мая 2021 года (протокол № 16)
Приоритетные направления деятельности cаморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» на период 2021 -2023 годов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий документ в соответствии с положениями Федерального закона «О саморегулируемых организациях» с учетом Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет приоритетные направления деятельности Саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциации «Содружество» (далее - СРО ААС) на период 2021 – 2023 годы.1.2. Приоритетные направления деятельности СРО ААС являются основой для разработкиежегодных планов работы органов управления, специализированных, профильных и представительных органов, структурных подразделений СРО ААС.
1.3. Данный документ разработан для реализации деятельности СРО ААС, поддержания и
развития ее ценностей.
2. ЦЕННОСТИ СРО ААС
Члены СРО ААС разделяют следующие ценности: − СРО ААС создана для обеспечения аудиторской деятельности своих членов, а также для контроля над выполнением ими своих обязательств по защите общественных интересов;
− членами СРО ААС могут быть только те аудиторские организации, индивидуальные аудиторы и аудиторы, в основу деятельности которых положен принцип соблюдения профессиональных стандартов, Кодекса профессиональной этики аудитора и Правила независимости, и в том числе локальные нормативные акты СРО ААС;
− система корпоративного управления СРО ААС должна позволять отстаивать интересы в области аудиторской деятельности каждому члену СРО ААС вне зависимости от масштаба деятельности его компании или региона, где он ведет свой бизнес;
− при отстаивании интересов своих членов СРО ААС также осознает необходимость учитывать общественные интересы и, в случае конфликта, общественный интерес имеет приоритет;
− обеспечение принципа открытости и прозрачности деятельности СРО ААС.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СРО ААС
3.1. Целями СРО ААС являются:− защита прав и законных интересов членов СРО ААС, связанных с осуществлением аудиторской деятельности;
− содействие в повышении уровня востребованности услуг, оказываемых членами СРО ААС;
− повышение доверия делового сообщества и общества в целом к результатам осуществления аудиторской деятельности;
− повышение авторитета российского профессионального сообщества для участия в решении национальных и международных задач;
− создание необходимых условий и предпосылок для привлечения молодежи в профессию;
− создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов в финансовой и контрольной сферах.
− создание условий и предпосылок, направленных на рост и расширение рынка востребованных аудиторских услуг.
3.2. Задачами СРО ААС, решение которых необходимо для достижения указанных целей, являются:
− повышение уровня, эффективности и качества системы контроля над профессиональной и деловой деятельностью членов СРО ААС с целью более эффективной защиты ими конституционного права граждан и юридических лиц на получение информации;
− контроль за соблюдением членами СРО ААС требований в отношении наличия безупречной деловой (профессиональной) репутации;
− создание условий для роста профессионального уровня аудиторов;
− содействие членам СРО ААС в осуществлении ими предпринимательской и профессиональной деятельности ААС через своевременное и эффективное оказание необходимых им услуг;
− оказание профессиональной и, в случае необходимости, финансовой поддержки для решения национальных, региональных и мировых задач;
− усиление взаимодействия с потребителями аудиторских услуг;
− оказание методологической и информационной поддержки членам СРО ААС;
− повышение эффективности взаимодействия между органами управления, специализированными и профильными органами, с одной стороны, и членами СРО ААС, с другой.
− повышение эффективности взаимодействия с государственными органами, профессиональными и общественными организациями.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО ААС
4.1. Совершенствование системы корпоративного управления СРО ААС, предусматривающее:− обеспечение при формировании выборных органов СРО ААС учета интересов всех групп субъектов предпринимательской и профессиональной аудиторской деятельности;
− совершенствование порядка формирования и построение эффективной системы работы специализированных, профильных и представительных органов СРО ААС;
− обеспечение эффективного организационного и функционального построения территориальной структуры СРО ААС;
− совершенствование механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности СРО ААС; уточнение компетенции органов управления, иных выборных органов, администрации СРО ААС, в том числе в части соблюдения принципа разделения полномочий;
− создание системы выдвижения представителей СРО ААС для обеспечения эффективного взаимодействия (участия) в случае необходимости и возможности СРО ААС с органами государственной власти федерального и регионального уровней, объединениями предпринимателей (пользователей аудиторских услуг), профессиональными организациями аудиторов и представителей смежных отраслей деятельности России и других государств, иными третьими лицами;
− повышение роли независимых коллегиальных органов управления.
4.2. Совершенствование действующей в СРО ААС системы внешнего контроля качества работы (ВККР) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов, исключающей возможность работы на рынке аудиторских услуг недобросовестных субъектов:
− повышение эффективности ВККР, включая переход от формального контроля к контролю по существу, с проведением в качестве предварительных организационных мероприятий пересмотра локальной нормативной базы по ВККР, повышения профессионального уровня уполномоченных экспертов;
− совершенствование системы целевых взносов на ВККР, позволяющей осуществлять проведение контрольных мероприятий каждого отдельно взятого объекта ВККР в зависимости от масштабов его деятельности на условиях окупаемости и обеспечивать возможность привлечения для проведения контрольных мероприятий квалифицированных контролеров на условиях конкурентно способной оплаты;
− проработка возможностей внедрения института штатных контролеров СРО ААС;
− совершенствование системы сбора, обработки и анализа информации о деятельности членов СРО ААС для целей планирования мероприятий ВККР и профилактики нарушений членами СРО ААС требований законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудита, Кодекса профессиональной этики аудиторов, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.
4.3. Повышение значимости безупречной деловой (профессиональной) репутации членов СРО ААС:
− внесение изменений в локальную нормативную базу СРО ААС, предполагающих определение и разъяснение понятия «безупречная деловая (профессиональная) репутация», установление процедур мониторинга и контроля СРО ААС по вопросам соблюдения соответствующего требования к членству в СРО ААС, а также применения мер воздействия за нарушение данного требования;
− внедрение в практику механизма подтверждения членами СРО ААС безупречной деловой (профессиональной) репутации.
4.4. Оказание членам СРО ААС поддержки их аудиторской деятельности:
− подготовка информационных материалов, предоставление консультаций по системным вопросам в области применения стандартов аудиторской деятельности, включая Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
− подготовка методологических разработок имеющих практическую направленность с целью внедрения элементов (участков) аудита для помощи аудиторам;
− проведение обучающих мероприятий (вебинаров, «круглых столов», конференций, семинаров и т.п.);
− проведение регулярного анализа и оценки рынка аудиторских и сопутствующих аудиту услуг.
4.5. Повышение уровня взаимодействия с государственными органами и организациями, наделенными полномочиями в области государственного регулирования 1, с целью более эффективного представления и отстаивания интересов членов СРО ААС:
актуализация списка участия и персонального состава представителей СРО ААС в экспертных и прочих советах, рабочих органах и группах, иных аналогичных структурах, создаваемых федеральными и региональными государственными органами (с их участием);
− переход от пассивной модели взаимодействия с государственными органами, предполагающей ожидание запроса на участие в обсуждении, на активную (инициирование рассмотрения вопросов, интересующих СРО ААС), в частности, подготовка комплексных предложений о внесении изменений в законодательство об аудиторской деятельности, а также иной экономической деятельности;
− активное участие в выполнении мероприятий по реализации Основных направлений развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденной Минфином России;
− осуществление информационного взаимодействия СРО ААС с государственными органами в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве.
− определение стратегии и тактики взаимодействия с пользователями аудиторских услуг с предварительным уточнением их оценки и ожиданий от результатов оказания аудиторских услуг в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах; разработка соответствующих этим ожиданиям мероприятий по повышению востребованности аудиторских услуг;
− актуализация списка участия и персонального состава представителей СРО ААС в органах (структурах) федерального и регионального уровней, создаваемых объединениями предпринимателей (пользователей аудиторских услуг);
− повышение открытости деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов в интересах пользователей аудиторских услуг, имеющих право на получение полной и достоверной информации о субъектах аудиторской деятельности; в том числе организация на сайте СРО ААС специального раздела, предназначенного пользователям аудиторских услуг, для размещения актуальной расширенной информации об участниках аудиторского рынка;
− активизация участия представителей СРО ААС в публичных мероприятиях, проводимых с участием пользователей аудиторских услуг.
4.7. Цифровизация деятельности СРО ААС, предполагающая создание на базе сайта СРО ААС:
− цифровых личных кабинетов, позволяющих перевести взаимодействие между СРО ААС и ее членами из бумажного формата в формат юридически значимого электронного документооборота, осуществляемого в режиме онлайн;− надежной и удобной IT-платформы для оптимизации деятельности органов управления, специализированных, профильных и представительных органов СРО ААС, в том числе в целях устранения территориальных ограничений участия в деятельности указанных органов членов СРО ААС вне зависимости от их месторасположения (включая создание файловой структуры для работы с большими объемами документов, возможности оперативного электронного голосования и др.);
− онлайн-инструментов информирования членов СРО и обратной связи с их стороны о работе органов управления СРО ААС, комитетов и комиссий СРО ААС.
4.8. Привлечение молодых кадров в аудиторскую профессию:
− координация действий структур, участвующих в процессе предоставления профильного образования, статуса аудитора и дальнейшего повышении квалификации аудиторов (СРО ААС, профильные учебные заведения, АНО «Единая аттестационная комиссия», аккредитованные СРО ААС учебно-методические центры) с целью выработки системы, которая обеспечила бы прозрачный и планомерный профессиональный рост молодых специалистов и способствовала бы их привлечению в аудиторскую профессию;− организация участия представителей аудиторских организаций в мероприятиях, проводимых для студентов профильных учебных заведений;
− содействие организации практик и стажировок в аудиторских организациях студентов профильных учебных заведений.
4.9. Совершенствование порядка проведения экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и системы повышения квалификации аудиторов:
− повышение эффективности взаимодействия с АНО «Единая аттестационная комиссия» через построение прямых каналов коммуникации для обсуждения и выработки решений по вопросам, связанным с организацией квалификационного экзамена;− совершенствование системы аккредитации СРО ААС учебно-методических центров и мониторинга качества оказания ими услуг по повышению квалификации аудиторов, включая построение системы внутреннего контроля качества обучения; − учет при подготовке программ повышения квалификации аудиторов анализа результатов ВККР и профессионального запроса членов СРО на обучение по определенным тематикам.
4.10. Активизация деятельности СРО ААС в области международного сотрудничества:
− взаимодействие СРО ААС с профессиональными аудиторскими объединениями стран ЕАЭС с целью недопущения негативных последствий для предпринимательской деятельность членов СРО ААС от объединения аудиторских рынков указанных стран;− взаимодействие с зарубежными и международными профессиональными объединениями аудиторов и бухгалтеров по различным вопросам профессиональной деятельности членов СРО ААС;
− проведение необходимых подготовительных мероприятий для вступления СРО ААС в действительные члены Международной федерации бухгалтеров в среднесрочной перспективе.