Жалобы на членов СРО ААС

Кто и в каких случаях может подать жалобу?

Жалобу на члена СРО ААС может подать любое заинтересованное лицо, если считает, что аудитор или аудиторская организация нарушает требования к аудиторской деятельности, установленные:

  • Законодательством РФ;
  • Стандартами аудиторской деятельности;
  • Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • Кодексом профессиональной этики аудиторов;
  • Уставом и иными локальными нормативными актами СРО ААС.

Правила подачи и рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалоб и последующие процедуры осуществляются на основании внутренних документов СРО ААС:

  • Регламента приема и рассмотрения обращений в СРО ААС
  • Порядка применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС
  • Положений об органах СРО ААС, участвующих в процедуре рассмотрения жалоб:
    • Положение о Дисциплинарной комиссии;
    • Положение о Правлении.

Требования к оформлению жалобы

Жалобы оформляются в письменном виде и обязательно должны содержать следующую информацию:

  • Информацию о заявителе, с помощью которой можно однозначно определить, кто подал жалобу: ФИО заявителя — физического лица; наименование заявителя — юридического лица, ОГРН, ФИО и должность подписанта жалобы;
  • Контактную информацию: почтовый и/или электронный адрес, телефон;
  • Точные сведения о том, на кого подается жалоба: ФИО, наименование, ОРНЗ;
  • Жалоба должна быть подписана собственноручно либо с использованием электронной подписи. Если подписант жалобы действует по доверенности, она должна быть приложена к жалобе;
  • В жалобе должна быть четкая информация о том, что именно нарушил аудитор или аудиторская организация, чем нарушены права заявителя, а также должны прилагаться документы, подтверждающие эти сведения.

В случае несоблюдения требований к оформлению жалобы, она может быть отклонена.

Чем лаконичнее и конкретнее сформулированы положения жалобы, тем легче понять ее доводы и принять правильное решение.

Сроки подачи жалобы

При подаче жалобы ориентируйтесь на сроки, в которые СРО ААС имеет право возбудить дисциплинарное производство в отношении своего члена и провести проверку качества его работы.

Ситуации могут быть индивидуальными, но в любом случае с момента нарушения, о котором идет речь в жалобе, не может пройти более 5 лет.

Органы СРО, участвующие в рассмотрении жалоб

Кроме того, в процедуре рассмотрения жалоб участвуют работники СРО ААС, осуществляющие организационно-технические функции.

Процедура, этапы и сроки рассмотрения

  1. Регистрация жалобы.
  2. Предварительная проверка жалобы на предмет наличия/отсутствия оснований для оставления без рассмотрения.
    К основаниям для оставления жалобы без рассмотрения, в частности, относятся:
    • неясность сути жалобы;
    • необоснованность жалобы, отсутствие указания на нарушения требований к аудиторской деятельности;
    • нарушение требований к оформлению жалобы;
    • «неподведомственность» вопросов жалобы СРО ААС;
    • использование ненормативной лексики.
  3. В результате предварительной проверки жалоба может быть оставлена без рассмотрения или принята к рассмотрению.
  4. Уведомление заявителя о результатах предварительной проверки жалобы. В случае оставления жалобы без рассмотрения заявитель вправе устранить недостатки, которые явились основанием для оставления без рассмотрения и подать жалобу заново.
  5. В случае принятия жалобы к рассмотрению члену СРО, на которого подана жалоба, направляется уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и копии поступивших документов.
  6. После уведомления о поступлении жалобы заинтересованные лица могут направить возражения, пояснения и дополнения, которые будут приобщены к жалобе и учтены при ее рассмотрении.
  7. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется на очном заседании «Дисциплинарной комиссии» с обязательным приглашением заявителя.
  8. В результате рассмотрения жалобы «Дисциплинарной комиссией» принимается решение одно из следующих решений:
    • о возбуждении дисциплинарного производства в отношении члена СРО ААС; 
    • об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
  9. Результат рассмотрения жалобы оформляется в виде выписки из протокола заседания «Дисциплинарной комиссии» и направляется заявителю и объекту жалобы в течение 3 рабочих дней.

Информация о порядке рассмотрения жалобы Дисциплинарной комиссией

В связи с эпидемиологической ситуацией, а также с учетом того, что заявители и члены СРО ААС находятся в разных субъектах РФ, заседания Дисциплинарной комиссии проводятся удаленно, с помощью платформы Zoom.

Приглашенным заранее (не позднее, чем за 2 рабочих дня) направляется информация о дате и примерном времени рассмотрения, а также информация для подключения.

Рекомендации по участию в заседании Дисциплинарной комиссии

Для продуктивного участия в заседании Дисциплинарной комиссии рекомендуется:

  • Заранее проверить технические характеристики устройств, с помощью которых вы планируете участвовать в заседании: настроить звук и видео;
  • Рассчитывать время с запасом, поскольку время участия не может быть определено точно и возможен достаточно длительный период ожидания;
  • Убедиться, что Ваш аккаунт в zoom содержит адекватную информацию о Вашем имени и позволяет быстро Вас идентифицировать. Тех, кого можно однозначно идентифицировать по имени, подключают в первую очередь;
  • На заседании излагать позицию коротко и по существу, быть готовым ответить на вопросы членов Дисциплинарной комиссии.

Последующие этапы

Если в результате рассмотрения жалобы принято решение об отказе в возбуждении дисциплинарного производства, то последующие этапы отсутствуют.

Если в результате рассмотрения жалобы принято решение о возбуждении дисциплинарного производства, то далее рассмотрение дисциплинарного дела производится в соответствии с Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС.

В ходе дисциплинарного производства материалы жалобы могут быть направлены в Комиссию по контролю деятельности, Комитет по профессиональной этике и независимости для получения дополнительной информации.

В результате рассмотрения дисциплинарного дела к члену СРО ААС может быть применена одна или несколько мер дисциплинарного воздействий, предусмотренных Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС:

  • Замечание;
  • Предписание об устранении нарушений;
  • Предупреждение о недопустимости нарушений;
  • Штраф;
  • Приостановление членства на срок до 180 дней;
  • Аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
  • Исключение из членов.

Если нарушения требований к аудиторской деятельности не подтвердятся, либо будут сочтены малозначительными, дисциплинарное дело может быть закрыто без применения мер дисциплинарного воздействия.

Контакты, способы подачи обращений и получения информации

Подать жалобу можно следующими способами:

  1. Через форму подачи обращений в личном кабинете СРО ААС;
  2. В электронном виде по адресу: info@sroaas.ru;
  3. В бумажной форме (лично, почтовой либо курьерской доставкой).


Часто задаваемые вопросы

Мы направили жалобу, прошло уже какое-то время, как узнать результат?

В первую очередь проверьте входящие сообщения электронной почты (в том числе разделы «уведомления» и «спам»), который вы указывали как обратный адрес для направления корреспонденции.

Если информация не поступила, вы можете узнать статус рассмотрения жалобы по телефонам СРО ААС, либо направив письменный запрос на электронную почту info@sroaas.ru.

Мы получили уведомление о жалобе на нас, что делать?

  1. Внимательно ознакомьтесь с жалобой, сформируйте свою позицию в отношении доводов жалобы.
  2. Изложите свои возражения письменно. Старайтесь писать кратко и четко, со ссылками на нормы права и подтверждающие документы.
  3. Подберите документы, подтверждающие ваши доводы.
  4. Подпишите возражения, приложите к ним подтверждающие документы и направьте в СРО ААС любым удобным способом: с помощью электронной почты, почтовым отправлением или передайте непосредственно в офис СРО ААС. Обратите внимание, что использование электронной почты облегчает и ускоряет документооборот, а также минимизирует личные контакты, что помогает предотвращать распространение инфекций.
  5. Ожидайте дальнейших уведомлений от СРО ААС, регулярно проверяйте наличие входящей корреспонденции по адресу электронной почты, который внесен в реестр СРО ААС.