Жалобы на членов СРО ААС
Кто и в каких случаях может подать жалобу?
Жалобу на члена СРО ААС может подать любое заинтересованное лицо, если считает, что аудитор или аудиторская организация нарушает требования к аудиторской деятельности, установленные:
- Законодательством РФ;
- Стандартами аудиторской деятельности;
- Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;
- Кодексом профессиональной этики аудиторов;
- Уставом и иными локальными нормативными актами СРО ААС.
Правила подачи и рассмотрения жалобы
Рассмотрение жалоб и последующие процедуры осуществляются на основании внутренних документов СРО ААС:
- Регламента приема и рассмотрения обращений в СРО ААС
- Порядка применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС
- Положений об органах СРО ААС, участвующих в процедуре рассмотрения жалоб:
- Положение о Дисциплинарной комиссии;
- Положение о Правлении.
Требования к оформлению жалобы
Жалобы оформляются в письменном виде и обязательно должны содержать следующую информацию:
- Информацию о заявителе, с помощью которой можно однозначно определить, кто подал жалобу: ФИО заявителя — физического лица; наименование заявителя — юридического лица, ОГРН, ФИО и должность подписанта жалобы;
- Контактную информацию: почтовый и/или электронный адрес, телефон;
- Точные сведения о том, на кого подается жалоба: ФИО, наименование, ОРНЗ;
- Жалоба должна быть подписана собственноручно либо с использованием электронной подписи. Если подписант жалобы действует по доверенности, она должна быть приложена к жалобе;
- В жалобе должна быть четкая информация о том, что именно нарушил аудитор или аудиторская организация, чем нарушены права заявителя, а также должны прилагаться документы, подтверждающие эти сведения.
В случае несоблюдения требований к оформлению жалобы, она может быть отклонена.
Чем лаконичнее и конкретнее сформулированы положения жалобы, тем легче понять ее доводы и принять правильное решение.
Сроки подачи жалобы
При подаче жалобы ориентируйтесь на сроки, в которые СРО ААС имеет право возбудить дисциплинарное производство в отношении своего члена и провести проверку качества его работы.
Ситуации могут быть индивидуальными, но в любом случае с момента нарушения, о котором идет речь в жалобе, не может пройти более 5 лет.
Органы СРО, участвующие в рассмотрении жалоб
- Дисциплинарная комиссия;
- Комиссия по контролю качества;
- Комитет профессиональной этике и независимости аудиторов;
- Правление.
Кроме того, в процедуре рассмотрения жалоб участвуют работники СРО ААС, осуществляющие
Процедура, этапы и сроки рассмотрения
- Регистрация жалобы.
- Предварительная проверка жалобы на предмет наличия/отсутствия оснований для оставления без рассмотрения.
К основаниям для оставления жалобы без рассмотрения, в частности, относятся:
- неясность сути жалобы;
- необоснованность жалобы, отсутствие указания на нарушения требований к аудиторской деятельности;
- нарушение требований к оформлению жалобы;
- «неподведомственность» вопросов жалобы СРО ААС;
- использование ненормативной лексики.
- В результате предварительной проверки жалоба может быть оставлена без рассмотрения или принята к рассмотрению.
- Уведомление заявителя о результатах предварительной проверки жалобы. В случае оставления жалобы без рассмотрения заявитель вправе устранить недостатки, которые явились основанием для оставления без рассмотрения и подать жалобу заново.
- В случае принятия жалобы к рассмотрению члену СРО, на которого подана жалоба, направляется уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и копии поступивших документов.
- После уведомления о поступлении жалобы заинтересованные лица могут направить возражения, пояснения и дополнения, которые будут приобщены к жалобе и учтены при ее рассмотрении.
- Рассмотрение жалобы по существу осуществляется на очном заседании «Дисциплинарной комиссии» с обязательным приглашением заявителя.
- В результате рассмотрения жалобы «Дисциплинарной комиссией» принимается решение одно из следующих решений:
- о возбуждении дисциплинарного производства в отношении члена СРО ААС;
- об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
- Результат рассмотрения жалобы оформляется в виде выписки из протокола заседания «Дисциплинарной комиссии» и направляется заявителю и объекту жалобы в течение 3 рабочих дней.
Информация о порядке рассмотрения жалобы Дисциплинарной комиссией
В связи с эпидемиологической ситуацией, а также с учетом того, что заявители и члены СРО ААС находятся в разных субъектах РФ, заседания Дисциплинарной комиссии проводятся удаленно, с помощью платформы Zoom.
Приглашенным заранее (не позднее, чем за 2 рабочих дня) направляется информация о дате и примерном времени рассмотрения, а также информация для подключения.
Рекомендации по участию в заседании Дисциплинарной комиссии
Для продуктивного участия в заседании Дисциплинарной комиссии рекомендуется:
- Заранее проверить технические характеристики устройств, с помощью которых вы планируете участвовать в заседании: настроить звук и видео;
- Рассчитывать время с запасом, поскольку время участия не может быть определено точно и возможен достаточно длительный период ожидания;
- Убедиться, что Ваш аккаунт в zoom содержит адекватную информацию о Вашем имени и позволяет быстро Вас идентифицировать. Тех, кого можно однозначно идентифицировать по имени, подключают в первую очередь;
- На заседании излагать позицию коротко и по существу, быть готовым ответить на вопросы членов Дисциплинарной комиссии.
Последующие этапы
Если в результате рассмотрения жалобы принято решение об отказе в возбуждении дисциплинарного производства, то последующие этапы отсутствуют.
Если в результате рассмотрения жалобы принято решение о возбуждении дисциплинарного производства, то далее рассмотрение дисциплинарного дела производится в соответствии с Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС.
В ходе дисциплинарного производства материалы жалобы могут быть направлены в Комиссию по контролю деятельности, Комитет по профессиональной этике и независимости для получения дополнительной информации.
В результате рассмотрения дисциплинарного дела к члену СРО ААС может быть применена одна или несколько мер дисциплинарного воздействий, предусмотренных Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС:
- Замечание;
- Предписание об устранении нарушений;
- Предупреждение о недопустимости нарушений;
- Штраф;
- Приостановление членства на срок до 180 дней;
- Аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
- Исключение из членов.
Если нарушения требований к аудиторской деятельности не подтвердятся, либо будут сочтены малозначительными, дисциплинарное дело может быть закрыто без применения мер дисциплинарного воздействия.
Контакты, способы подачи обращений и получения информации
Подать жалобу можно следующими способами:
- Через форму подачи обращений в личном кабинете СРО ААС;
- В бумажной форме (лично, почтовой либо курьерской доставкой).
Часто задаваемые вопросы
Мы направили жалобу, прошло уже какое-то время, как узнать результат?
В первую очередь проверьте входящие сообщения электронной почты (в том числе разделы «уведомления» и «спам»), который вы указывали как обратный адрес для направления корреспонденции.
Если информация не поступила, вы можете узнать статус рассмотрения жалобы по телефонам СРО ААС.
Мы получили уведомление о жалобе на нас, что делать?
- Внимательно ознакомьтесь с жалобой, сформируйте свою позицию в отношении доводов жалобы.
- Изложите свои возражения письменно. Старайтесь писать кратко и четко, со ссылками на нормы права и подтверждающие документы.
- Подберите документы, подтверждающие ваши доводы.
- Подпишите возражения, приложите к ним подтверждающие документы и направьте в СРО ААС любым удобным способом: с помощью электронной почты, почтовым отправлением или передайте непосредственно в офис СРО ААС. Обратите внимание, что использование электронной почты облегчает и ускоряет документооборот, а также минимизирует личные контакты, что помогает предотвращать распространение инфекций.
- Ожидайте дальнейших уведомлений от СРО ААС, регулярно проверяйте наличие входящей корреспонденции по адресу электронной почты, который внесен в реестр СРО ААС.