Жалобы на членов СРО ААС

Кто и в каких случаях может подать жалобу?

Жалобу на члена СРО ААС может подать любое заинтересованное лицо, если считает, что аудитор или аудиторская организация нарушает требования к аудиторской деятельности, установленные:

  • Законодательством РФ;
  • Стандартами аудиторской деятельности;
  • Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций;
  • Кодексом профессиональной этики аудиторов;
  • Уставом и иными локальными нормативными актами СРО ААС.

Правила подачи и рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалоб и последующие процедуры осуществляются на основании внутренних документов СРО ААС:

  • Регламента приема и рассмотрения обращений в СРО ААС
  • Порядка применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС
  • Положений об органах СРО ААС, участвующих в процедуре рассмотрения жалоб:
    • Положение о Дисциплинарной комиссии;
    • Положение о Правлении.

Требования к оформлению жалобы

Жалобы оформляются в письменном виде и обязательно должны содержать следующую информацию:

  • Информацию о заявителе, с помощью которой можно однозначно определить, кто подал жалобу: ФИО заявителя — физического лица; наименование заявителя — юридического лица, ОГРН, ФИО и должность подписанта жалобы;
  • Контактную информацию: почтовый и/или электронный адрес, телефон;
  • Точные сведения о том, на кого подается жалоба: ФИО, наименование, ОРНЗ;
  • Жалоба должна быть подписана собственноручно либо с использованием электронной подписи. Если подписант жалобы действует по доверенности, она должна быть приложена к жалобе;
  • В жалобе должна быть четкая информация о том, что именно нарушил аудитор или аудиторская организация, чем нарушены права заявителя, а также должны прилагаться документы, подтверждающие эти сведения.

В случае несоблюдения требований к оформлению жалобы, она может быть отклонена.

Чем лаконичнее и конкретнее сформулированы положения жалобы, тем легче понять ее доводы и принять правильное решение.

Сроки подачи жалобы

При подаче жалобы ориентируйтесь на сроки, в которые СРО ААС имеет право возбудить дисциплинарное производство в отношении своего члена и провести проверку качества его работы.

Ситуации могут быть индивидуальными, но в любом случае с момента нарушения, о котором идет речь в жалобе, не может пройти более 5 лет.

Органы СРО, участвующие в рассмотрении жалоб

Кроме того, в процедуре рассмотрения жалоб участвуют работники СРО ААС, осуществляющие организационно-технические функции.

Процедура, этапы и сроки рассмотрения

  1. Регистрация жалобы.
  2. Предварительная проверка жалобы на предмет наличия/отсутствия оснований для оставления без рассмотрения.
    К основаниям для оставления жалобы без рассмотрения, в частности, относятся:
    • неясность сути жалобы;
    • необоснованность жалобы, отсутствие указания на нарушения требований к аудиторской деятельности;
    • нарушение требований к оформлению жалобы;
    • «неподведомственность» вопросов жалобы СРО ААС;
    • использование ненормативной лексики.
  3. В результате предварительной проверки жалоба может быть оставлена без рассмотрения или принята к рассмотрению.
  4. Уведомление заявителя о результатах предварительной проверки жалобы. В случае оставления жалобы без рассмотрения заявитель вправе устранить недостатки, которые явились основанием для оставления без рассмотрения и подать жалобу заново.
  5. В случае принятия жалобы к рассмотрению члену СРО, на которого подана жалоба, направляется уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и копии поступивших документов.
  6. После уведомления о поступлении жалобы заинтересованные лица могут направить возражения, пояснения и дополнения, которые будут приобщены к жалобе и учтены при ее рассмотрении.
  7. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется на очном заседании «Дисциплинарной комиссии» с обязательным приглашением заявителя.
  8. В результате рассмотрения жалобы «Дисциплинарной комиссией» принимается решение одно из следующих решений:
    • о возбуждении дисциплинарного производства в отношении члена СРО ААС; 
    • об отказе в возбуждении дисциплинарного производства.
  9. Результат рассмотрения жалобы оформляется в виде выписки из протокола заседания «Дисциплинарной комиссии» и направляется заявителю и объекту жалобы в течение 3 рабочих дней.

Информация о порядке рассмотрения жалобы Дисциплинарной комиссией

В связи с эпидемиологической ситуацией, а также с учетом того, что заявители и члены СРО ААС находятся в разных субъектах РФ, заседания Дисциплинарной комиссии проводятся удаленно, с помощью платформы Zoom.

Приглашенным заранее (не позднее, чем за 2 рабочих дня) направляется информация о дате и примерном времени рассмотрения, а также информация для подключения.

Рекомендации по участию в заседании Дисциплинарной комиссии

Для продуктивного участия в заседании Дисциплинарной комиссии рекомендуется:

  • Заранее проверить технические характеристики устройств, с помощью которых вы планируете участвовать в заседании: настроить звук и видео;
  • Рассчитывать время с запасом, поскольку время участия не может быть определено точно и возможен достаточно длительный период ожидания;
  • Убедиться, что Ваш аккаунт в zoom содержит адекватную информацию о Вашем имени и позволяет быстро Вас идентифицировать. Тех, кого можно однозначно идентифицировать по имени, подключают в первую очередь;
  • На заседании излагать позицию коротко и по существу, быть готовым ответить на вопросы членов Дисциплинарной комиссии.

Последующие этапы

Если в результате рассмотрения жалобы принято решение об отказе в возбуждении дисциплинарного производства, то последующие этапы отсутствуют.

Если в результате рассмотрения жалобы принято решение о возбуждении дисциплинарного производства, то далее рассмотрение дисциплинарного дела производится в соответствии с Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС.

В ходе дисциплинарного производства материалы жалобы могут быть направлены в Комиссию по контролю деятельности, Комитет по профессиональной этике и независимости для получения дополнительной информации.

В результате рассмотрения дисциплинарного дела к члену СРО ААС может быть применена одна или несколько мер дисциплинарного воздействий, предусмотренных Порядком применения мер дисциплинарного воздействия к членам СРО ААС:

  • Замечание;
  • Предписание об устранении нарушений;
  • Предупреждение о недопустимости нарушений;
  • Штраф;
  • Приостановление членства на срок до 180 дней;
  • Аннулирование квалификационного аттестата аудитора;
  • Исключение из членов.

Если нарушения требований к аудиторской деятельности не подтвердятся, либо будут сочтены малозначительными, дисциплинарное дело может быть закрыто без применения мер дисциплинарного воздействия.

Контакты, способы подачи обращений и получения информации

Подать жалобу можно следующими способами:

  1. Через форму подачи обращений в личном кабинете СРО ААС;
  2. В бумажной форме (лично, почтовой либо курьерской доставкой).
  3. Любое лицо, не являющееся членом СРО ААС может подать жалобу через форму обращений.
    Для этого нажмите кнопку Подать жалобу и выберите далее Не аудитор.


Часто задаваемые вопросы

Мы направили жалобу, прошло уже какое-то время, как узнать результат?

В первую очередь проверьте входящие сообщения электронной почты (в том числе разделы «уведомления» и «спам»), который вы указывали как обратный адрес для направления корреспонденции.

Если информация не поступила, вы можете узнать статус рассмотрения жалобы по телефонам СРО ААС.

Мы получили уведомление о жалобе на нас, что делать?

  1. Внимательно ознакомьтесь с жалобой, сформируйте свою позицию в отношении доводов жалобы.
  2. Изложите свои возражения письменно. Старайтесь писать кратко и четко, со ссылками на нормы права и подтверждающие документы.
  3. Подберите документы, подтверждающие ваши доводы.
  4. Подпишите возражения, приложите к ним подтверждающие документы и направьте в СРО ААС любым удобным способом: с помощью электронной почты, почтовым отправлением или передайте непосредственно в офис СРО ААС. Обратите внимание, что использование электронной почты облегчает и ускоряет документооборот, а также минимизирует личные контакты, что помогает предотвращать распространение инфекций.
  5. Ожидайте дальнейших уведомлений от СРО ААС, регулярно проверяйте наличие входящей корреспонденции по адресу электронной почты, который внесен в реестр СРО ААС.