Антикризис

РЕКОМЕНДОВАНО
Комитетом СРО ААС по стандартизации и методологии аудиторской деятельности
Комитетом СРО ААС по стандартизации и методологии учета и отчетности

СОГЛАСОВАНО
Комиссией по контролю деятельности


Разъяснения по вопросу оценки изменений в геополитической ситуации  как события после окончания отчетного периода

В связи с многочисленными обращениями аудиторов по вопросу о том, как рассматривать изменение геополитической обстановки, возникшее в силу событий, произошедших 24 февраля 2022 год и после этой даты, разъясняем следующее.

Согласно требованиям пункта 3 Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденного Приказом Минфина России от 25.11.1998 г. N 56н, событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Пункт 6 ПБУ 7/98 указывает, что событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации. При этом существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Для целей выполнения заданий по аудиту пункт 2 МСА 560 «События после отчетной даты» содержит следующее определение: «На финансовую отчетность могут оказывать влияние определенные события, имеющие место после отчетной даты. В рамках многих концепций подготовки финансовой отчетности такие события рассматриваются особо. В соответствии с такими концепциями подготовки финансовой отчетности обычно выделяются события двух типов:

(a) события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые существовали на отчетную дату;

(b) события, свидетельствующие об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты».

Исходя из этих определений и требований, специальная военная операция, которую Российская Федерация начала 24 февраля 2022 года, и ее последствия рассматриваются как существенное событие после отчетной даты, свидетельствующее об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты.

Согласно требованиям пункта 6 ПБУ 7/98 существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.

Пункт 10 ПБУ 7/98 указывает на то, что событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Пункт 11 ПБУ 7/98 предусматривает, что информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах о событиях, свидетельствующих о возникновении новых хозяйственных условий, должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Таким образом, в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, выпущенной и проаудированной начиная с 24 февраля 2022 года, следует ожидать раскрытия информации о том, как указанное выше событие повлияет или может повлиять на деятельность аудируемого лица в будущем.

В частности, могут быть раскрыты следующие вопросы:

  • влияние изменения валютного законодательства и курсов валют;

  • влияние изменений, связанных с производственными цепочками, логистикой и продажами;

  • влияние повышения ключевой ставки Банка России до 20%;

  • влияние введенных санкционных ограничений.

Объем и характер раскрытия информации о СПОД определяется конкретными обстоятельствами деятельности аудируемого лица.

Например, вряд ли следует ожидать раскрытия информации о влиянии изменения курсов валют, если аудируемое лицо осуществляет свою деятельность в рублях, и его поставщики и подрядчики не связаны с валютными рисками.

В ходе аудита аудитор рассматривает раскрываемую в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию и оценивает ее с точки зрения достаточности и адекватности ситуации, учитывая критерии, установленные в применимой концепции подготовки финансовой отчетности.

В то же время указанные события для определенных аудируемых лиц могут повлиять на их способность продолжать свою деятельность непрерывно, например, если их единственным или основным заказчиком является организация, объявившая о приостановке или прекращении деятельности в Российской Федерации, или собственниками организации являются иностранные лица, заявившие о прекращении деятельности в Российской Федерации.

В этих условиях аудитору нужно обратить особое внимание на риски, связанные с соблюдением допущения непрерывности деятельности, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подготовлена с учетом этого допущения.

Алгоритм действий аудитора в случае выявления условий или событий, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность описан в МСА 570 (пересмотренного) «Непрерывность деятельности».

Так, пункт 16 МСА 570 (пересмотренного) предусматривает, в частности, направление руководству запроса о проведении им оценки способности организации продолжать непрерывно свою деятельность, если такая оценка руководством еще не проведена.

В пунктах 17 – 18 МСА 570 (пересмотренного) рассматриваются требования к выводам аудитора о правомерности применения принципа непрерывности деятельности.

Далее в пунктах 19 – 20 МСА 570 (пересмотренного) раскрываются подходы к оценке адекватности раскрытия информации в ситуациях, связанных с существенной неопределенностью, а в пунктах 21– 24 – последствия для аудиторского заключения.

Рекомендуется:

  • для бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год, выпущенной начиная с 24 февраля 2022 года, рассматривать специальную военную операцию Российской Федерации и ее последствия как некорректирующее событие после отчетной даты, т.е. событие, свидетельствующее об обстоятельствах, которые возникли после отчетной даты;

  • запросить руководство аудируемого лица о проведении им оценки способности организации продолжать непрерывно свою деятельность с учетом событий, произошедших после отчетной даты.

Если аудитор обнаружит, что необходимая информация не раскрыта или раскрыта не полностью, аудитору следует оценить влияние этого искажения, исходя из требований, установленных МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита», пункт 8 которого, в частности, предусматривает, что аудитор должен своевременно проинформировать руководство соответствующего уровня обо всех искажениях, накопленных в ходе проводимого аудита, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом, а также попросить руководство организации исправить эти искажения (то есть аудитор должен предложить внести исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность).

Если бухгалтерская (финансовая) отчетность подписана и представлена третьим лицам после 24.02.2022 года и руководство решает внести исправления в нее, такая отчетность рассматривается как исправленная согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 г №63н, и аудитору, возможно, следует отразить этот обстоятельство в разделе «Важные обстоятельства» аудиторского заключения согласно МСА 706 (пересмотренного) «Разделы “Важные обстоятельства” и “Прочие сведения” в аудиторском заключении».

Если руководство отказывается внести соответствующие исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, подписанную после 24.02.2022 года, аудитор рассматривает влияние такого искажения на его мнение, выражаемое в аудиторском заключении, соблюдая при этом требования МСА, в частности, информируя ЛОКУ, как это предусмотрено требованиями пункта 16 (d) МСА 260 (пересмотренным) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» об обстоятельствах, влияющих на форму и содержание аудиторского заключения, и получив соответствующие письменные заявления от руководства и, если уместно, от лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления согласно МСА 580 «Письменные заявления».

Если обнаружено отсутствие или ненадлежащее раскрытие информации о рассматриваемых СПОД в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимого после даты утверждения отчетности, то есть в случае, когда отчетность не может быть исправлена согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, аудитор рассматривает влияние такого искажения на его мнение, выражаемое в аудиторском заключении, с учетом требований МСА 260 и МСА 580.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Международные стандарты аудита обеспечивают аудитора всем необходимым инструментарием для проведения качественного аудита.


Новости