Обзор заседания дискуссионного клуба аудиторов от 26.03.10г.


29 марта 2010 00:00

Тема работы клуба: «Проблемы деятельности и развития малых аудиторских фирм.

Некоммерческим Партнерством «Аудиторской Ассоциацией Содружество» совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» и УМЦ бухгалтеров и аудиторов заслуженного профессора МГУ А.Д. Шеремета 26 марта 2010 года проведено очередное заседание Дискуссионного клуба аудиторов.

МГУ им. М.В. Ломоносова – это единственная площадка, где объединяются в дискуссии представители разных саморегулируемых организаций аудиторов, и данное событие находит большой интерес в профессиональных кругах.

Тематика ежемесячного дискуссионного клуба аудиторов определяется актуальными вопросами практики аудиторской деятельности.
Заседание Дискуссионного клуба аудиторов открыл Директор по работе с регионами Некоммерческого Партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество», к.э.н., член Экспертного Совета при контрольно-счетной палате Москвы - Лысенко Денис Владимирович.

В своем обращении Денис Владимирович обозначил основные организационные вопросы формирования профильных комитетов, в том числе Комитета по стандартизации аудиторской деятельности Некоммерческого Партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество». Также Денис Владимирович сообщил участникам, что тематика данного «Круглого стола» определена необходимостью разработки СРО аудиторов в соответствии с Федеральным законом №307 стандартов аудиторской деятельности.

Далее своим видением проблемы, связанной с разработкой внутрифирменных стандартов выступила Черкасова Наталья Владимировна – генеральный директор ЗАО "АФ "Зеркало". В своем выступлении Наталья Владимировна обртила внимание на следующее.
Концепция развития аудиторских стандартов направлена на повышение качества аудиторских услуг и снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Концепция развития аудиторских стандартов призвана:

  • обеспечить разработку новых и пересмотр действующих стандартов;
  • быть основой принятия решений по вопросам, не урегулированным нормативными актами;
  • определить методологические принципы и подходы к разработке аудиторских стандартов;
  • определить модель регулирования аудиторской деятельности;
  • быть основой для разработки внутрифирменных стандартов и управления системой качества в аудиторской организации.

Целью разработки аудиторских стандартов является повышение надежности и качества аудиторских услуг, снижение аудиторского риска и создание дополнительного уровня гарантий результатов аудита для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации. Далее Черкасова Н. В. обобщила нормативно-правовую базу разработки внутрифирменных стандартов, в которую входят:

  1. Федеральный закон РФ Об аудиторской деятельности от 30.12.2008, N307-ФЗ.
  2. Федеральный закон РФ О стандартизации от 27.12.1995, N 211 ФЗ.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002, N 696.
  4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций . Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999, Протокол N 6.
  5. ГОСТ Р 1.0 92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
  6. Кодекс этики АУДИТОРОВ
  7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18 от 21 - 22 октября 2003 года)

По мнению Черкасовой Н. В. дальнейшая стандартизация деятельности по оказанию аудиторских услуг должна быть направлена на достижение оптимальной степени упорядочения аудиторской деятельности посредством установления положений и норм для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Наталья Владимировна считает, что разработка аудиторских стандартов направлена на решение таких задач, как:

  1. Обеспечение взаимопонимания между исполнителем (аудиторской организацией, индивидуальным аудитором) и потребителем (клиентом) в процессе оказания аудиторских услуг;
  2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству аудиторских услуг;
  3. Унификация аудиторских услуг на основе установления и применения правил, положений и требований к их оказанию;
  4. Гармонизация с международными правилами и нормами аудита;
  5. Нормативное обеспечение контроля и качества аудиторских услуг;
  6. Управление качеством аудиторских услуг.

При разработке аудиторских стандартов Черкасова Н. В. выделила следующие основополагающие концепции аудита, которые необходимо соблюдать: независимость, профессиональное суждение и скептицизм, существенность, разумная уверенность, доказательность, достоверное представление.

Независимость как основополагающая концепция определяет аудит, с одной стороны, как независимый вневедомственный финансовый контроль, с другой предполагает, что при формировании своего мнения у аудитора отсутствует финансовая, родственная или какая либо иная заинтересованность в делах проверяемого экономического субъекта, превышающая отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какая-либо заинтересованность от третьих лиц.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических отношений.

Профессиональное суждение и скептицизм. Аудитор должен планировать и выполнять аудит с отношением профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности.
Отношение профессионального скептицизма означает, что аудитор критически и с сомнениями оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и бдительно относится к аудиторским доказательствам, которые противоречат надежности документам или заявлениям руководства, либо ставят такие документы и заявления под вопрос.

Существенность как центральная концепция аудита, подразумевает значимость, материальность информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчета и не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.
Разумная уверенность это концепция, относящаяся к накоплению аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемой как единое целое. Концепция разумной уверенности применима ко всему процессу аудита.

Доказательность. Аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства с целью формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, лежащие в основе финансовой отчетности, а также подтверждающая информация, полученная из других источников.

Достоверное представление. Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
По мнению Натальи Владимировны для оценки степени соответствия финансовой отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудита.

В основу разработки аудиторских стандартов должны быть положены следующие концептуальные положения.

  1. Отчетность должна быть проверена.
    Публичность бухгалтерской отчетности требует ее опубликования в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, а также передачу территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.
    Обязанности аудитора заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельной аудируемой организации или работодателя. На профессиональные стандарты аудита значительное влияние оказывают интересы общества. Это налагает на аудиторов ответственность за соблюдение общественных интересов.
  2. Профессиональная компетентность и этика поведения аудитора.
    Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы аудируемые организации или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области науки и практики, законодательства и технологий.
  3. Вероятное столкновение интересов.
    Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно-наказуемых деяний и незаконных действий. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
  4. Планирование объема аудита необходимое в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности и аудиторского риска.
    Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределить работу между членами группы специалистов, участвующих аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных стандартов аудиторской деятельности, внутренних стандартов, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также стандартов аудиторской организации или индивидуального аудитора.
  5. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность искажений.
    Аудитору необходимо получить представление о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимые и достаточные для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры необходимые для снижения данного риска до приемлемо низкого уровня.
    Такой подход называют системоориентированным, он применим во всех ситуациях аудита, независимо от того, является ли организация частной или публичной. Системоориентированный подход является ядром рабочих стандартов аудитора, и применим в ситуациях, когда от аудитора требуется предоставление заключения в терминах верности и объективности.
  6. Возможность проведения аудита на выборочной основе.
    Аудиторская выборка включает в себя применение аудиторских процедур к менее чем 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели возможность быть выбранными. Это дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства относительно некоторых характеристик статей учета, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов, касающихся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.
    При определении объема выборки аудитор должен анализировать, снижен ли риск, связанный с использованием выборочного метода до приемлемо низкого уровня.
  7. То, что справедливо для хозяйствующего субъекта в настоящем будет справедливо и в будущем, если нет доказательств обратного.
    При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских заданиях аудитор обновляет и оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочей документации за предыдущие годы.
    Аудитор также должен выполнить процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности аудируемого лица, произошедшие за последние годы.
  8. Финансовая отчетность, выполненная в соответствии с принципами и методами бухгалтерского учета, правилами подготовки финансовой отчетности, позволяет иметь объективное представление о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации.
    Федеральный закон О бухгалтерском учете , Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) утвержденные приказами Министерства финансов РФ определяют основы организации, принципы, порядок ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.
    Руководствуясь законодательством и нормативными положениями, аудитор должен выразить объективное мнение о состоянии организации бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности в организации.
  9. Следование аудиторским стандартам позволяет выполнить аудит качественно.
    Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества. Правила (стандарты) аудиторской деятельности устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих услуг. Правила (стандарты) аудиторской деятельности призваны обеспечить необходимый и достаточный уровень качества оказания аудиторских услуг.
  10. Проверенная финансовая отчетность повышает степень доверия к ней.
    Аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияет на экономическое благосостояние общества и государства. Аудиторы будут пользоваться доверием только при условии предоставления вышеназванных услуг на уровне, который доказывает, что общественное доверие обоснованно. Аудиторы во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что они выполняются в соответствии с этическими требованиями и стандартами качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.

Анализ специфических особенностей российских производителей и потребителей аудиторских услуг позволяет сделать вывод о первоочередной необходимости разработки федерального аудиторского стандарта вводного типа.

В подобном стандарте, по мнению Черкасовой Н. В. должна излагаться концептуальная основа стандартов, классификация стандартов и связь между ними, их использование на различных этапах аудиторской проверки, краткое изложение содержания основных из них, рассмотрение различных способов заключения договора между аудиторской организацией и экономическим субъектом как частного случая гражданского договора, краткое изложение процедуры привлечения экспертов.

Данный стандарт должен быть российским аналогом МСА 120 Основные принципы Международных стандартов аудита, но расширенный, ввиду национальной специфики. При этом следует декларировать возможную частую смену версий этого правила (стандарта), вследствие изменения нормативной базы, модели регулирования аудита, тенденций развития экономики и т.п.

Важной частью общесистемной базы разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности Черкасова Н. В. считает Перечень терминов и определений (глоссарий) как аналог МСА 110 и терминологическая основа для дальнейших разработок.

Учитывая роль профессиональных аудиторских объединений и функции саморегулирования аудиторской деятельности, которые на них возложены, можно сформулировать методологические подходы и принципы разработки внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Стандарты профессиональных аудиторских объединений должны быть реализованы как приложения к федеральным правилам (стандартам), и устанавливать в отношении к последним более жесткие нормы.

Внутренние стандарты должны иметь как минимум две функции:
Во-первых, исправление в рамках своего объединения недостатков государственных нормативных актов.
Во-вторых, усиление вполне рациональных положений государственных нормативных актов, например, по линии контроля над качеством аудиторских услуг, профессиональной этики, страхования гражданской ответственности своих членов.

По мнению Натальи Владимировны при разработке внутренних стандартов аудиторской деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Взаимное стремление всех заинтересованных сторон, оказывающих и потребляющих аудиторские услуги, к достижению согласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению качеством аудиторских услуг, экономичности, применимости, совместимости и взаимозаменяемости;

2. Целесообразность разработки внутренних стандартов следует оценивать с точки зрения их социально-экономической необходимости и применимости;

3. При разработке внутренних аудиторских стандартов необходимо обеспечить:

  • соответствие требованиям внешних стандартов, нормам законодательства по бухгалтерскому учету и аудиту, гражданскому, трудовому и др.;
  • комплексность стандартизации, взаимосвязь внешних и внутренних стандартов;
  • оптимальность требований, включаемых в стандарты.

4. Стандарты должны периодически и своевременно обновляться для обеспечения их соответствия современным достижениям науки, уровню социально экономического развития, передового отечественного и зарубежного опыта.

5. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.

Черкасова Н. В. считает, что внутрифирменные стандарты аудита формируют документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы, ее адекватности требованиям внешних правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Целью разработки внутрифирменных стандартов является унификация принципов и подходов аудиторской фирмы и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, к порядку организации оказания аудиторских и сопутствующих услуг, организации и применению внутрифирменного контроля качества аудита в соответствии с федеральными и международными стандартами.
Аудиторская организация должна сформировать пакет внутрифирменных стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

Таким образом, интеграция теории и практики аудита должна обеспечить должное качество аудиторских услуг и достигаться системой стандартов, включающей внешние и внутренние стандарты аудиторской деятельности.
Н. В. Черкасова считает, что система стандартов позволяет регулировать аудиторскую деятельность с учетом:

  • тенденций ее развития и опыта в масштабах международного аудиторского сообщества;
  • экономики, специфики учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности и аудита отдельной страны;
  • собственного подхода каждой аудиторской организации к проводимым проверкам и составляемым заключениям.

Внутрифирменные стандарты, наряду с федеральными правилами (стандартами) и правилами (стандартами) профессиональных аудиторских объединений, отражают объем аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.
В ходе возникшей дискуссии Н. В. Черкасова привела пример примерной формы внутрифирменного стандарта аудиторской организации:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цели и основания разработки стандарта.
Необходимость использования стандарта.
Сфера применения стандартa
Взаимосвязь с другими стандартами (в том числе международными).
Преемственность с ранее действовавшими нормативными документами и внутренними стандартами.
Срок действия.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СТАНДАРТА

 

Основные требования.
Методология решения указанной проблемы

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ АУДИТЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Макеты рабочих документов аудитора.
Вопросы и тесты.
Аудиторские процедуры.

Практика разработки внутрифирменных стандартов, по мнению Натальи Владимировны, связана с формированием системы внутреннего контроля в аудиторской организации и обеспечением качества аудиторских услуг на профессиональном рынке. С учетом международного и отечественного опыта разработки аудиторских стандартов Черкасова Н. В. привела классификацию и перечень внутрифирменных стандартов аудиторской организации.

 

Классификация и перечень внутрифирменных стандартов в аудиторской организации

№ п.п. Наименования групп внутрифирменных стандартов Перечень внутрифирменных стандартов
1 Первая группа внутрифирменных стандартов
Концепция развития аудиторской организации и внутрифирменных стандартов аудита
Стандарт, определяющий направление развития аудиторской организации, виды оказываемых услуг, внутреннюю организационную структуру, функции сотрудников
2 Стандарт, определяющий концепции и положения, на базе которых формируются внутрифирменные стандарты
3 Стандарт, регламентирующий корпоративную этику, профессиональное поведение сотрудников аудиторской организации
4 Стандарт, регламентирующий политику и систему контроля качества аудиторских и сопутствующих услуг в организации
5 Вторая группа внутрифирменных стандартов Внутрифирменные стандарты, дополняющие положения федеральных и международных стандартов аудита Стандарт, регламентирующий ответственность аудиторов организации
Стандарт, регламентирующий порядок планирования аудита
Стандарт, регламентирующий порядок документирования аудита
Стандарт, регламентирующий порядок определения существенности и аудиторского риска
Стандарт, регламентирующий порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета экономического субъекта
Стандарт, регламентирующий порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля экономического субъекта
Стандарт, регламентирующий порядок получения аудиторских доказательств
Стандарт, регламентирующий порядок использования работы третьих лиц
Стандарт, регламентирующий порядок подготовки письменной информации по результатам аудита руководству экономического субъекта
Стандарт, регламентирующий порядок формирования выводов и заключений в аудите Специализированные стандарты
Стандарт, регламентирующий изучение и оценку общих документов экономического субъекта
Стандарт, регламентирующий изучение и оценку капитала

По мнению Черкасовой Н. В. внутрифирменные аудиторские стандарты, несомненно, связаны с вопросами повышения надежности и качества аудиторских услуг. Процесс разработки собственных стандартов аудиторской организацией можно было бы начать с изучения документа «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ», одобренного Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18 от 21 - 22 октября 2003 года.

Вышеназванные  Методические рекомендации содержат основные необходимые практические процедуры по реализации требований, определенных правилом (стандартом) N 7.  На их основе аудиторские организации могут установить внутренние принципы и процедуры контроля качества с учетом своей специфики (включая размер и характер деятельности, географическую разбросанность, организационную структуру, соотношение бюджетов затрат и доходов) и разработать и утвердить внутрифирменные стандарты, внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации контроля качества аудиторских услуг.

Особенное внимание Наталья Владимировна рекомендовала обратить на итоговый документ при проведении процедуры внутрифирменного контроля – «Обзор контроля качества» (Приложение N 1 к Методике внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг).
Приложение N 1 к Методике внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.

Черкасова Н. В. подчеркнула, что в отличие от ранее действовавших и ограниченно применяемых в настоящее время российских аудиторских стандартов, большинство федеральных стандартов не содержит указаний на необходимость разработки внутренних стандартов по тем или иным аспектам – практически единственным является требование стандарта «Документирование аудита».
В заключение своего выступления Наталья Владимировна обозначила важнейшие внутрифирменные аудиторские стандарты:

- общие стандарты;
- стандарты планирования;
- стандарты изучения и оценки состояния внутреннего контроля;
- стандарты сбора аудиторских доказательств;
- стандарты использования работы третьих лиц;
- стандарты аудиторского заключения и отчетов;
- специализированные стандарты и стандарты по сопутствующим услугам;
- стандарты по образованию и подготовке кадров.

По итогам представленного докладчиком материала  прошла оживленная дискуссия по вопросам внутрифирменных аудиторских стандартов, разработки и утверждения стандартов СРО, процедурам контроля качества аудиторских услуг.

Всем присутствовавшим на Дискуссионном клубе будет сделана рассылка материала включающего:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
     (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18
    от 21 - 22 октября 2003 года)
  2. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ СТАНДАРТ  «ВНУТРИФИРМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА»;
  3. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ СТАНДАРТ  «Документирование  аудита»;
  4. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ СТАНДАРТ  "АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА".


Некоммерческое Партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» планирует и в дальнейшем знакомить своих членов с мнениями высококвалифицированных специалистов в области аудита, направленными на обмен опытом и наработку лучших практик.



Связанные новости


Все новости