Пресс-релиз заседания Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Госдумы РФ по финансовому рынку


4 апреля 2018 00:00

22 марта 2018 года состоялось очередное (четвертое) заседание Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку.

Экспертный совет обсудил подготовленные поправки в проект Федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».

По итогам рассмотрения на четвертом заседании Экспертного совета сводного проекта протокола по результатам обсуждения всех предложений следует отметить, что:

1. Предложения, внесенные Банком России, по устранению конфликта интересов поставленной цели не достигают. Большие сомнения вызывает отнесение аудиторских услуг к сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. В связи с этими изменениями, которые законодатель вносит в Федеральный закон № 86-ФЗ «О центральном банке» аудиторы становятся лицами, осуществляющими профессиональные услуги на финансовом рынке, что в корне меняет уровень гражданско-правовой ответственности согласно КоАП РФ. На эти возражения членов Экспертного совета каких-либо пояснений не последовало.

2. Система критериев отнесения хозяйствующих субъектов к организациям, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, выглядит так:

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов), поступления имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает три миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 600 миллионов рублей, после 1 января 2021 года – 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 200 миллионов рублей, после 1 января 2021 года –   400 миллионов рублей.

3. Уточнены критерии отнесения к общественно значимым организациям (ОЗО).

Общественно значимые организации для целей Федерального закона:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации (головные кредитные организации банковских групп), головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункты 2, 3, 4, 5 относятся ко второму контору (попадающие под регулирование и контроль ЦБ).

4. В проекте закона, согласно поправкам, определен статус и объем полномочий аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.01.2011 года.

Статус таких аттестатов приравнен к квалификационным аттестатам аудитора, выданным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», при этом определено, что аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, выданный до 01.01.2011 года, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям с учетом, установленным Федеральным законом ограничений. Такие аттестаты не дают права, аудиторам их имеющим, быть назначенными руководителями аудита отчетности ОЗО.

5. Из проекта закона термин «немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности» - ИСКЛЮЧЕН.

6. Исключена возможность проведения обязательного аудита силами индивидуального аудитора.

7. В штате аудиторской организации первого контура (не попадающих под регулирование и надзор ЦБ) должно быть не менее трех аудиторов, работающих на постоянной основе (вводится либо с 01 января 2019, либо с 01 июля 2019 года).

В проекте закона предусмотрены переходные периоды по тем изменениям, решение которых не происходит одномоментно.

В настоящее время проект закона продолжает проходить этап согласования в Минфине РФ и ЦБ РФ. Затем проект закона рассмотрят в Правовом управлении Госдумы РФ и Администрации Президента РФ.

С учетом планируемых сроков принятия закона, соответственно сдвигаются на 2019 год сроки вступления в силу ряда его положений.

Член Экспертного Совета
А.П. Кузнецов




Все новости