Правление СРО ААС обсудило законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»


30 июля 2020 00:00

В ходе очного заседания Правления СРО ААС, которое состоялось 23 июля 2020 года, рассмотрен вопрос о выработке позиции профессионального аудиторского сообщества в отношении проекта федерального закона № 975888-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Предлагаемые авторами законопроекта изменения условно можно разделить на две части:

1) нормы временного характера, предлагаемые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также вызванные необходимостью оперативного реагирования на изменившуюся ситуацию в области саморегулирования в аудиторской отрасли (создание единой СРО аудиторов) и реализации механизма “регуляторной гильотины” в сфере контроля за деятельностью СРО аудиторов;

2) изменения системного характера, направленные на совершенствование государственного регулирования в области аудиторской деятельности.
К первому блоку вопросов относятся предлагаемые законопроектом:

- приостановление действия на 2020 год части 8 статьи 10 Закона № 307-ФЗ, устанавливающей обязательную периодичность проведения СРО аудиторов плановых внешних проверок качества работы своих членов;
- изменения части 4 статьи 11 Закона № 307-ФЗ (замена требования о создании СРО аудиторов единой аттестационной комиссии в порядке, установленном Минфином России, на требование о предварительном согласовании создания такой организации с Минфином России);
- изменения части 7 статьи 11 Закона № 307-ФЗ (наделение СРО аудиторов полномочиями по определению порядка выдачи и формы квалификационного аттестата аудитора с одновременной отменой соответствующих полномочий Минфина России);
- приостановление на 2020 год действия пункта 7 части 1 статьи 12 Закона № 307-ФЗ, согласно которой квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случае несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
- изменения пункта 3 части 7 статьи 17 Закона № 307-ФЗ, предусматривающие отмену полномочий Минфина России по установлению порядка, сроков и формы исполнения обязанности СРО аудиторов сообщать в Минфин России о дополнительных требованиях и нормах, устанавливаемых СРО в своих стандартах аудиторской деятельности, в принятых ею правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексе профессиональной этики аудиторов;
- отмена части 13 статьи 17 Закона № 307-ФЗ, содержащей требование о проведении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРО аудиторов аудиторской организацией, являющейся членом другой СРО;
- изменения части 16 статьи 23 Закона № 307-ФЗ (предоставление СРО аудиторов полномочий по обмену, выдаче дубликатов действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных до 1 января 2011 года, с одновременной отменой соответствующих полномочий Минфина России);
- предоставление СРО аудиторов в 2020 и 2021 годах возможности использовать доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда в 2019 и 2020 годах, в качестве источника формирования своего имущества.

К предлагаемым законопроектом изменениям системного характера относятся:

- новая редакция части 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, определяющей перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- новая редакция части 3 статьи 7 Закона № 307-ФЗ, содержащей определение кодекса профессиональной этики аудиторов;
- новая редакция абзаца первого части 1 и дополнение частью 4 статьи 8 Закона № 307-ФЗ, касающиеся определения независимости аудиторских организаций, аудиторов и разработки правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

В заседании члены Правления обсудили поступившие предложения и замечания членов СРО ААС, мнения территориальных отделений, комитетов и комиссий СРО ААС.
Члены СРО ААС в целом выступили в поддержку предлагаемых законопроектом изменений, разработанных в целях принятия мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, регламентирования деятельности единой СРО аудиторов и реализации механизма “регуляторной гильотины”.

В отношении изменений системного характера членами СРО ААС были высказаны следующие замечания и предложения.

В качестве единственного обоснования предлагаемого законопроектом повышения финансовых критериев обязательного аудита по выручке с 400 до 800 млн. рублей и по активу баланса с 60 до 400 млн. рублей, согласно пояснительной записке, определена необходимость снижения в отношении субъектов малого предпринимательства финансового и административного обременения.

Определение в качестве цели рассматриваемого изменения необходимости снижения обременения аудируемых лиц (в том числе субъектов малого предпринимательства) никак не соотносится с определением аудита как общественно значимого института.

Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе.

Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер.
Проводящее обязательный аудит юридическое лицо, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку публичный интерес лежит в основе этого процесса.
Это подтверждается как мировой, так и российской практикой. Так, Конституционный суд Российской Федерации в постановлении № 4-П от 01.04.2003, указал, что официальный характер бухгалтерского учета предполагает его публичность, а значит, необходимость наличия таких гарантий, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность бухгалтерско-учетной информации, что невозможно без составления и предоставления бухгалтерской отчетности, а также без соответствующего контроля и проверки ее ведения. Одной из таких гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета в сфере экономической, в том числе предпринимательской, деятельности является обязательный аудит.

Таким образом, при определении перечня случаев обязательного аудита, по мнению СРО ААС, следует исходить из необходимости общественной потребности в обязательном аудите, а не из необходимости сокращения обременения лиц, подлежащих аудиту.

Кроме того, исключение из перечня расходов организаций затрат на проведение аудиторской проверки не окажет влияния на их финансовое положение, поскольку затраты на аудит в общем объеме расходов аудируемых лиц, в том числе относящихся к категории малых организаций, не являются существенными. Объем доходов аудиторских организаций от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов за 2019 г., составил 263 рубля.1 То есть, в среднем затраты на проведение аудита составили всего 0,026% от выручки аудируемых лиц.

Таким образом, по мнению членов СРО ААС, реализация данной меры не только не приведет к достижению заявленной в пояснительной записке к законопроекту цели, а именно - снижению финансового обременения для субъектов малого предпринимательства, но и лишит значительное число пользователей отчетности таких предприятий установленных законодательством гарантий ее достоверности. А это, в свою очередь, может увеличить риски предоставления пользователям (среди которых - партнеры, контрагенты, кредиторы таких предприятий, регуляторы и т.д.) искаженной или даже заведомо ложной информации о финансовом положении предприятий. Последствия таких злоупотреблений (несостоятельность, неплатежи, банкротства) очевидны. При этом размеры и объемы операций таких предприятий для некоторых регионов России являются существенными, а иногда речь идет о градообразующих предприятиях.

Помимо этого, члены СРО ААС критически отнеслись и не согласились с содержащимся в пояснительной записке к законопроекту утверждением о том, что “принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для участников рынка аудиторских услуг”.
Подавляющее число (99%) субъектов аудиторской деятельности относится к категории малого предпринимательства. Абсолютное большинство аудируемых малыми аудиторскими организациями лиц – субъекты предпринимательской деятельности, подлежащие в настоящее время обязательному аудиту по финансовым критериям. Поэтому предлагаемое законопроектом повышение этих критериев приведет к ликвидации существенной части окажет существенное негативное влияние на доходы именно малых аудиторских организаций, что нельзя не учитывать при рассмотрении законопроекта.

По мнению членов СРО ААС, внесение системных изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” должно проводиться в рамках единого целостного подхода к реформированию законодательства об аудиторской деятельности, в том числе заложенного в Основных направлениях развития аудиторской отрасли на период до 2024 года.2

Внесение изменений в законодательство об аудиторской деятельности по отдельным принципиальным вопросам (к которым, в том числе относится определение критериев обязательного аудита) без учета других связанных с ними важных вопросов регулирования в этой же сфере негативно отразится на состоянии рынка аудиторских услуг, прежде всего, его добросовестной части.

В частности, рассмотрение вопроса о пересмотре случаев обязательного аудита, исходя из необходимости учета общественной потребности в нем, должно производиться в совокупности с вопросом пересмотра требований к субъектам аудиторской деятельности в целом и уполномоченным осуществлять обязательный аудит в частности.

Необходимость комплексного подхода к системным изменениям в сфере регулирования аудиторской деятельности в полной мере относится и к предлагаемым законопроектом нормам, касающимся кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

С учетом обсуждения и оценки вышеизложенных доводов, Правление СРО ААС единогласным решением высказало мнение о том, что не поддерживает предлагаемые законопроектом изменения в части пересмотра критериев обязательного аудита, поскольку они:

- не способствуют достижению заявленных целей регулирования;
- не учитывают существующей экономической ситуации, для которой характерно значительное возрастание рисков предоставления субъектами экономической деятельности недостоверной отчетности, в том числе с целью избежания раскрытия информации о наличии признаков несостоятельности (банкротства);
- не учитывают негативных социально-экономических и финансовых последствий для подавляющего большинства участников рынка аудиторских услуг;
- являются фрагментарными, подготовленными без учета системного подхода к реформированию законодательства об аудиторской деятельности.

По результатам рассмотрения вопроса и обсуждения всех поступивших предложений и замечаний Правлением СРО ААС сформирована консолидированная позиция профессионального сообщества, подготовлено и направлено в Минфин России письменное обращение.

___________________________________

[1]. По данным «Основных показателей рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2019 г.», опубликованных на официальном сайте Минфина РФ (http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/)

[2}. Утверждены приказом Минфина России от 29.11.2019 N 1592 и разработаны в целях обеспечения решения задачи повышения надежности системы независимого аудита, предусмотренной Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года.




Все новости