Пресс-релиз круглого стола в городе Уфа 24 января 2019 года


11 февраля 2019 00:00

Пресс-релиз
Круглого стола-вебинара
Приволжского Территориального отделения
Саморегулируемой организации аудиторов
Ассоциации «Содружество»
(далее – Приволжское ТО СРО ААС)

24 января 2019 года в г. Уфе был проведен Круглый стол-вебинар на тему: «Изменения в статьи 54.1, 82, 93.2 Налогового кодекса РФ».
Ведущий-модератор: Багманов Шамиль Анасович - член Совета Приволжского ТО СРО ААС, председатель Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности Приволжского ТО СРО ААС, Директор ООО «АА Аудит-Партнер» (г. Уфа).
На мероприятие приглашены представители Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан: Деденко Александр Николаевич, начальник отдела выездных проверок и Галиуллина Юлия Александровна, главный налоговый инспектор.
В работе Круглого стола в офисе Приволжского ТО СРО ААС приняли участие руководители и специалисты аудиторских организаций –члены СРО ААС. Дистанционно подключились аудиторы из разных регионов Приволжского ТО СРО ААС.

В рамках мероприятия рассматривались следующие вопросы:

  • Включения в статьи 82 и 93.2 НК РФ положений, предусматривающих порядок обращения должностных лиц налогового органа к аудиторским организациям за документами (информацией), служащими основаниями для исчисления и уплаты налогов (сборов);
  • О рекомендациях по применению положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

По первому вопросу:
С 01.01.2019 г вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2018 №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ». Закон вносит изменения в ст.82 НК РФ и вводит в Налоговый кодекс новую ст.93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)». Ст.82 НК РФ дополняется п.4: в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных ст.93.2 НК РФ.
В связи с этим возникает много вопросов: у кого можно истребовать документы? Документы (информация) могут быть истребованы как у аудиторских организаций, так и у индивидуальных аудиторов, исключений в данном случае нет.
Какой налоговый орган и на каком основании может истребовать документы у аудитора?
Истребовать документы вправе должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации или индивидуального аудитора. Основанием в названной ситуации будет решение руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа об истребовании документов (информации). Налоговый орган по месту учета аудитора направляет указанному лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии соответствующего решения.
Какие документы (информация) могут быть истребованы у аудитора и в каких случаях?
У аудиторов налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления)налога (сбора, страховых взносов), если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика в соответствии с НК РФ и не были им представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
На все поставленные вопросы представителями налоговых органов были даны уточняющие пояснения.
Кроме того, г-ном Деденко А.Н. было отмечено, что на сегодняшний день законодатель по общему правилу ограничил налоговиков правом истребования документов у аудиторов только двумя ситуациями-непредставление налогоплательщиком документов, истребованных в ходе выездной налоговой проверки и проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Но пунктом 3 ст.93.2 НК РФ установлен еще один особый случай, когда налоговики вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов: при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Выступающим было уточнено, что требование о предоставлении документов(информации) с приложением копии указанного решения направляется налоговым органом аудитору после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком.
Истребуемые документы (информация) представляются аудитором налоговому органу в течении 10 дней со дня получения соответствующего требования с учетом положений, предусмотренных п.2 и 3 ст.93 НК РФ. Таким образом, порядок предоставления истребуемых документов аудитором стандартный.

По второму вопросу:
В 2017 году Налоговый кодекс РФ был дополнен новой статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Целью нововведения является предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. ФНС России указала, что новая статья 54.1 НК РФ не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы, поэтому налоговые органы должны применять только предусмотренные законодательством процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств.
Умышленное искажение отчетности. Деденко А.Н. в своем выступлении отметил, что статьей 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение организацией налоговой базы и суммы налога. В каких случаях он действует? Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ запрет действует в случаях искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, отражаемых в налоговом и (или) в бухгалтерском учёте или налоговой отчётности. При обнаружении искажений налоговые органы должны скорректировать налоговые обязательства организации, в полном объеме. ФНС России в письме от 16.08.2017г. №СА-4-7/16152@ указала, что прежде чем провести подобную корректировку, налоговые органы должны доказать, что неуплата или неполная уплата налога или необоснованное получение права на его возмещение было совершено организацией умышленно. Они должны собрать доказательства, подтверждающие, что организация действовала умышленно и должностные лица или учредители создавали условия, направленные исключительно на получение налоговой выгоды.
При отсутствии доказательств такого умысла организации методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.
В письме от 31.10.2017г. № ЕД-4-9/22123@ ФНС России приведены примеры искажений: создание схемы «дробления бизнеса» направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения; совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождение от налогообложения; создание схемы направленной на неправомерное применение норм международных соглашений во избежание двойного налогообложения; нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта её совершения).
К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, могут быть отнесены: не отражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав); вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц; отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.
В актах решениях по результатам налоговых проверок налоговый орган должен указывать конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о возможности влияния проверяемого налогоплательщика либо его должностных лиц на условия результата деятельности, на регулирование сроками, условиями и порядком осуществления расчетов по сделкам. При этом установление умысла не могут проводиться простым перечислением всех сделок и операций, в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию. Необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика, которые обусловили совершение правонарушения и приводить доказательства которые свидетельствуют о подчинении намерений к злому умыслу причинить вред бюджету. Подытоживая применение данного подпункта п.1, налоговые органы должны собрать и доказать всю совокупность обстоятельств, существо искажений т.е. в чем конкретно выразилась причинная связь между действиями налогоплательщика и допущенных искажений и умышленный характер действий.
Правомерность сделки. Организации могут отказать в учете расходов при определении налогооблагаемой прибыли и заявления к вычету (зачету) суммы НДС не только в случае умышленного искажения отчётности, но и при наличии другого обстоятельства. На это тоже обратила внимание ФНС России. Пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ определены условия, при соблюдении которых организация по имевшим место сделкам вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму, подлежащую уплате налога. К таким условиям относятся следующие обстоятельства: основной целью сделки не является неуплата или зачет (возврат) суммы налога; -обязательства по сделке выполняет лицо, являющееся стороной договора, заключенного с организацией, и (или) лицом, которому обязательства по исполнению сделки переданы по договору или закону. Если хотя бы одно из условий не выполнено, то такая сделка не будет учтена в целях налогообложения. В этом случае организации откажут в праве на учёт понесенных расходов, а также заявления по ним к вычету (зачету) суммы НДС в полном объёме. ФНС также указала, что основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес -решение, не свойственное предпринимательскому обороту (присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствие экономического обоснования и т. п.) и которое не может быть обосновано с точки зрения предпринимательского риска, фактически совершенное не в своём интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования. Если налоговые органы установили, что цель сделки получение налоговой экономии, они должны доказать, что она не имеет разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и свершения, а планировалась только для уменьшения налогов.
Исключение формального подхода. В пункте 3 ст.54.1 НК РФ закреплены положения, исключающие из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов.
Г-н Деденко А.Н. еще раз подытожил и отметил, что ст.54.1 НК, это статья прямого действия и она направлена не на общий налоговый порядок, а на предотвращение использования агрессивных механизмов налоговой оптимизации и налоговым органом при проведении проверок исследуются все обстоятельства и доказывания умышленности, направленность на уклонение, что результатом сделки планировалось не уплата налогов а именно минимизация налогообложения. К данной статье налоговые органы подходят избранно, т.е. она не носит массовый характер.
Судебная практика. Ведущим мероприятия было отмечено, что судебная практика после выхода статьи 54.1 НК РФ складывается не в пользу налогоплательщиков, налоговые органы успешно доказывают создание формального документооборота между сторонами для минимизации расходов и необоснованного получения налоговых вычетов. Примером тому служат Постановления АС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2018 г. по делу №А75-7919/2017, АС Волго-Вятского округа от 4 июня 2018г. по делу №А79-5339/2017.
В заключение ведущий-модератор Багманов Ш.А. обратил внимание на письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)».
В письме ФНС России разъяснила, что при доказательстве умышленности совершения налогового правонарушения организация или ИП будут привлекаться к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 122 НК РФ. Согласно этому пункту НК РФ размер штрафа будет составлять 40% от неуплаченных сумм. Даже, если налоговые органы, проводившие проверку, в акте налоговой проверки квалифицировали действия организации или ИП в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может ужесточить меры налоговой ответственности и квалифицировать деяние налогоплательщика не по пункту 1 статьи 122, а по пункту 3 статьи 122 НК РФ.
По окончании Круглого стола участники выразили благодарность ведущему и приглашенным лицам и пожелание проводить в дальнейшем такие интересные мероприятия.




Все новости