Пресс-релиз межрегиональной Конференции с Федеральным казначейством 29 июля 2019 года


6 августа 2019 00:00

29 июля 2019 года Федеральным казначейством в режиме аудио-видеоконференцсвязи проведена межрегиональная Конференция: «Актуальные вопросы соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».


В мероприятии приняли участие представители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, уполномоченных на осуществление функции по надзору за аудиторской деятельностью, Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений, территориальных органов саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторского сообщества.

Начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Людмила Муромцева рассказала о правоприменительной практике соблюдения аудиторскими организациями в ходе своей деятельности требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), а также о результатах превентивной работы в сфере ПОД/ФТ при осуществлении государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

Представитель Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая представила результаты совместной работы Федерального казначейства, Росфинмониторинга, саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторского сообщества по совершенствованию деятельности аудиторских организаций по ПОД/ФТ и ФРОМУ, а также информацию о рисках ОД/ФТ в сфере аудиторской деятельности.

Представители саморегулируемых организаций аудиторов осветили вопросы проверки деятельности аудиторских организаций по соблюдению требований ПОД/ФТ.

В ходе совещания были даны дополнительные разъяснения, касающиеся практического аспекта деятельности аудиторских организаций по выявлению бенефициарных владельцев, управления рисками обслуживания публичных должностных лиц, принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Представитель Рофинмониторинга указал, что необходимость выявления бенефициарных владельцев компаний вытекает из требований FATF, и при этом прямо описал, каким образом может вестись проверка: а именно советует предусмотреть в договоре с клиентом пункт о раскрытии бенефициара, проводить устные опросы клиента и письменное анкетирование. Представленную информацию необходимо перепроверять через публикации в СМИ, искать информацию о возможных бенефициарах в интернете, коммерческих базах данных (СПАРК, «Коммерсантъ-Картотека» и пр.). И лишь сопоставление самостоятельно собранных данных с заявленными клиентами может говорить об установлении бенефициара. Если клиент отказывается раскрывать бенефициара или же представляет заведомо недостоверные сведения, рекомендуется сообщить в Росфинмониторинг.

Руководитель Дальневосточного Территориального отделения СРО ААС Владимир Рукин обратил внимание на то, что аудит в 2018 году прошли чуть более 78000 российских предприятий (менее 3 процентов от всех организаций, зарегистрированных в российской Федерации), из них немного более 3000 организаций относятся к ОЗХС. Руководители данных организаций относятся к наиболее добросовестной категории, старающиеся выполнять требования законодательства и которым нечего скрывать. В интересах строгого и точного соблюдения требований Федерального закона 115 - ФЗ, и Федеральное казначейство, и Росфинмониторинг должны быть крайне заинтересованы в том, чтобы обязать оставшиеся не добросовестные организации, подпадающие под обязательный аудит и не проводящих его, провести его.

Для этого было бы желательно увеличить ответственность данных организаций и их руководителей за не проведение аудита и внести эти предложения в проект КоАП, формируемый сегодня.

Проект изменений в Федеральный закон 307 - ФЗ, находящийся в Государственной Думе предполагает резкое увеличение порога обязательного аудита. Таким образом, из под контроля аудиторов выпадет большое количество организаций. Это приведет к риску увеличения коррупционных составляющих. Планирует ли Казначейство и Росфинмониторинг не допустить увеличения порогов обязательного аудита? Руководитель Федерального Казначейства Людмила Муромцева переадресовала этот вопрос представителю Росфинмониторинга Ольге Шоломицкой.

По итогам выступлений, которые прозвучали на конференции, было проведено обсуждение с представителями УФК по Санкт-Петербургу вопросов, которые возникли у представителей аудиторского сообщества.

Представитель СРО РСА Елена Крылова озвучила свою позицию по реестру бенефициарных владельцев. А именно, она считает, что: «Беспрецедентный уровень коррупции в стране, а также такие факторы как глобальный характер экономики и ее цифровизация требуют адекватных мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В соответствии со ст. 6.1 закона 115-ФЗ юридические лица, обязаны получать сведения о своих бенефициарных владельцах, такой подход является мерой по противодействию легализации. Предлагается, что аудиторам, в рамках проведения обзательного аудита, вменяется в обязанность подтверждать эти сведения о (БВ), а в случае отсутствия сведений принимать меры к установлению бенефициарных владельцев.

Таким образом, предлагается создавать реестр бенефициарных владельцев, путем его определения снизу (в рамках аудита). Считаю, что в силу того, что настоящие бенефициарные владельцы - это физические лица, которые обладают влиянием, то есть административным ресурсом, финансовым ресурсом, значимыми полномочиями такой принцип создания реестра бенефициарных владельцев - создание его снизу, не является эффективным и не приведет к заявленной в законе цели - противодействию легализации денежных средств и иного имущества.

Только полномочия по созданию реестра и меры по его созданию на государственном уровне могут привести к созданию объективного и актуального реестра бенефициарных владельцев».

Также Елена Евгеньевна обратила внимание на п. 2.1. ст. 7.1 закона 115-ФЗ, в соответствии с которой «Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган».

По её мнению, эта мера в качестве противодействия легализации денежных средств и имущества не может являться эффективной в силу того, что аудит проводится post factum, т.е. значительно позднее тех операций, которые имеют риски легализации и когда что-либо предпринимать уже поздно. Кроме того, тратятся ресурсы всеми: аудиторами, ведомствами СРО и т. д. на совершенно ненадежную и неактуальную информацию. Поэтому нужно менять подходы и вырабатывать другие меры. Эти меры должны предупреждать операции по легализации или выявлять их в реальном времени, и в этом вопросе как раз аудиторы могут играть важную роль. Но только не в рамках обязательного аудита.

Представитель СРО ААС Наталия Чепик выразила мнение о том, что при ответе на вопрос об обязанности аудиторов по индификации бенефициара представитель СРО РСА Григорий Неверов ссылается на стандарты, но при этом использует их локально, берет отдельные пункты и аргументы, которые в целом не приводят к убедительному обоснованию обязанности аудитора по индификации конечного бенефициара.

Тема Конференции вызвала огромный профессиональный интерес и оживленную дискуссию, помогла сблизить позиции с надзорными и регулирующими органами, обменяться опытом.




Все новости