Экспертный совет Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ приступил к обсуждению поправок в ФЗ-307
18 января 2018 г. состоялось первое заседание Экспертного совета по законодательному обеспечнию аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку.
На повестке дня вопросы, касающиеся регламента работы Экспертного совета и основных задач на весеннюю сессию; обзор и основные проблемы рынка аудиторских услуг; обсуждение замечаний и предложений, внесенных Правительством РФ, ведомствами, аудиторским сообществом к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка Росси полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».
В заседании принимали участие представители СРО ААС: генеральный директор, член Правления Ольга Носова, Председатель СЗТО СРО ААС, член Правления Александр Кузнецов, а также члены Правления Наталья Малофеева, Евгений Самойлов.
Заседание открыл Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, который отметил, что целью работы Экспертного совета является в короткие сроки подготовить законопроект ко второму чтению.
Председатель Экспертного совета, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по финансовому рынку Антон Гетта пояснил, что задачами Экспертного совета определены способствование развитию законодательства об аудиторской деятельности, повышению качества аудиторских услуг. Запланировано проведение трех заседаний, посвященных обсуждению законопроекта, рассмотрение которого во втором чтении состоится в марте 2018 года.
С докладом по вопросу, посвященному проблемам на рынке аудита, выступил Сергей Никифоров, Председатель Общественной организации «Национальный союз аудиторов».
В рамках данного заседания Экспертный совет приступил к обсуждению предложений и замечаний по следующему блоку вопросов:
- Конфликт интересов
- Полномочия Банка России
- Порядок и сроки перехода к новой модели регулирования
- Внедрение международных стандартов аудита
- Передача сведений третьим лицам
- Определения и терминология в законопроекте
- Ведение реестра аудиторских организаций Банком России
- Совет по аудиторской деятельности при Минфине России
Активная дискуссия состоялась при обсуждении положений законопроекта с точки зрения необходимости регламентации мер, способных устранить конфликт интересов Банка России, как аудируемого лица и акционера организаций, подлежащих обязательному аудиту, и подконтрольных ему аудиторских организаций.
Представитель Банка России - Директор Департамента корпоративных отношений Елена Курицына проинформировала участников заседания о разрабатываемых Банком России вариантах и мерах, которые, по мнению регулятора, смогут преодолеть проблему и устранить конфликт интересов и обеспечить независимость аудиторов. ЦБ, в частности, предлагается создать Комитет по надзору за некредитными финансовыми организациями. Аудитора Банка России выбирает Национальный финансовый совет. Аудиторская организация, претендующая на проведение аудита ЦБ, может быть приглашена на заседание Нац. совета, чтобы представить свои преимущества. Кроме того, Елена Игоревна отметила, что ЦБ разделяет позицию аудиторского сообщества, согласно которой проверке со стороны регулятора должны подлежать только законченные аудиторские задания.
Участники заседания выразили сомнения в том, что предлагаемые меры можно считать достаточными для устранения конфликта интересов и обеспечения независимости аудитора. Александр Кузнецов отметил, что данный конфликт интересов неустраним без внесения изменений в Конституцию РФ. Игорь Буян, партнер аудиторской организации EY (Эрнст энд Янг), высказал мнение, что возможности для разрешения конфликта нужно искать в Кодексе профессиональной этики аудитора. По мнению представителя Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Сергея Соломяного, предложения Банка России не полностью устраняют риски возникновения конфликта интересов, нужны дополнительные меры.
Ольга Носова обратила внимание участников заседания, что согласно Федеральному закону №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» имущественную ответственность перед потребителями аудиторских услуг несут саморегулируемые организации, формирующие компенсационные фонды. Между тем, на сегодня остается проблема «двойного контроля» за аудиторскими организациями со стороны СРО и уполномоченного федерального органа. Законопроект также не решает эту проблему. В качестве альтернативного варианта регулятор может влиять на усиление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций за счет повышения эффективности контроля за выполнением СРО функций внешнего контроля качества работы своих членов. Также в целях обеспечения защиты интересов аудиторов при осуществлении контроля и надзора представляется необходимым обсудить инициативу по созданию независимого органа – конфликтной комиссии, полномочной рассматривать спорные случаи по результатам проверок внешнего контроля качества.
Также в ходе заседания было отмечено, что необходимо сдвинуть сроки перехода к новой модели регулирования на более поздние, так как предыдущие сроки были рассчитаны при условии принятия закона до конца 2017 года.
Следующее заседание Экспертного совета, на котором планируется рассмотреть предложения и замечания, касающиеся вопросов определения критериев обязательного аудита, статуса квалификационных аттестатов аудитора, требований к аудиторским организациям, аудирующим общественно-значимые организации, назначено на 25 января 2018 года.
Связанные новости
Все новости