Глава IAASB о роли аудита в борьбе с мошенничеством, ESG, новых технологиях и многом другом
Американский журнал Compliance Week опубликовал интервью с Томом Сайденштайном, председателем Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB), в ходе которого он рассказывает о действиях Совета, направленных на повышение качества аудита, о самых серьезных проблемах в обеспечении доверия к аудиту сегодня.
Том Сайденштайн был утвержден в должности председателя Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, в 2019 году. С 2012 года до прихода в IAASB г-н Сайденштайн был старшим вице-президентом по стратегии, инновациям и управлению капиталом Федеральной национальной ипотечной ассоциации (известной, как Fannie Mae).
До этого он был главным операционным директором в Фонде международных стандартов финансовой отчетности с 2000 по 2011 год. В предыдущие годы г-н Сайденштайн работал исполнительным директором в консалтинговой фирме для некоммерческих организаций CCS Fundraising, а также специальным помощником управляющего директора Центра стратегических и международных исследований. Он также был попечителем Международного Совета по стандартам оценки и членом Консультативного Совета XBRL International.
Вопрос: Какова миссия IAASB?
Ответ: Целью IAASB является создание высококачественных общепризнанных стандартов, которые используются при проведении аудита и оказания иных услуг, обеспечивающих уверенность. Наши стандарты должны обеспечивать доверие пользователей к отчетности при вынесении обоснованных суждений о деятельности компании.
Аудит, если он проводится правильно, является поистине благородным занятием, поскольку он должен укреплять доверие к нашим рынкам и позволять инвесторам распределять капитал наиболее эффективным и надлежащим образом. Наша стратегия заключается в выполнении этой миссии.
Вопрос: Каковы ключевые приоритеты IAASB на 2022 год?
Ответ: Мы пытаемся сделать три вещи: убедиться, что мы решаем вопросы, которые являются наиболее актуальными и важными для современного аудита и иных заданий, обеспечивающих уверенность; применять инновационные подходы к установлению стандартов; и привлекать к работе сообщество заинтересованных сторон, включая разработчиков стандартов и регулирующих органов, более активно, чем это делалось в прошлом.
Мы только что завершили работу над рядом стандартов, которая была начата около семи лет назад, по ключевым основополагающим вопросам, которые необходимо было решить для повышения качества аудита. К ним относятся новый стандарт по аудиторской отчетности, новый стандарт по оценочным значениям, новый стандарт оценки рисков, новый набор стандартов по управлению качеством и стандарт по аудиту финансовой отчетности группы. Наша цель состояла в том, чтобы завершить их, чтобы мы могли заняться новыми и возникающими темами, включая вопросы обеспечения устойчивого развития и экологическую, социальную и управленческую отчетность (ESG), среди прочего.
Вопрос: Как IAASB планирует работать с ESG-отчетностью?
Ответ: Наш новый план работы был утвержден в декабре. Одно из ключевых обязательств, которое мы взяли на себя, заключается в том, чтобы выделить время и ресурсы для развития существующих стандартов по обеспечению уверенности в нефинансовой информации. У нас уже есть надежная основа - наш зонтичный стандарт, Международный стандарт заданий, обеспечивающих уверенность (ISAE) 3000, который является основным стандартом, используемым в 80 процентах работ, связанных с обеспечением уверенности во всем мире.
У нас есть специальный стандарт отчетности по выбросам парниковых газов (ISAE 3410), в прошлом году мы выпустили руководство для практиков о том, как применять ISAE 3000, помимо прочего, к ESG и отчетности в области устойчивого развития. Тем не менее, есть надежда, что нужно сделать больше. Прямо сейчас мы прислушиваемся к мнению людей о том, что самое важное мы можем сделать в данный момент, чтобы сделать наши стандарты уверенности более надежными, чтобы мы могли соответствовать требованиям рынка.
Вопрос: Каковы планы IAASB по решению вопросов, связанных с мошенничеством и непрерывностью деятельности?
Ответ: Во время нашей ежеквартальной встречи в декабре мы одобрили проектное предложение по пересмотру нашего стандарта по недобросовестным действиям (Международный стандарт аудита [МСА] 240). В нем акцентирована роль аудитора в выявлении рисков в контексте традиционного аудита и определены те области, в которых наш стандарт, который не пересматривался в течение нескольких десятилетий, можно было бы улучшить. Мы предвидим серьезный пересмотр этого стандарта.
Мы много слышим о «разрыве ожиданий» в аудите. Это проблема и мы хотим ее решить. Мы хотим четко определить обязанности аудиторов в отношении риска мошенничества в контексте аудита. Более четкое представление об этом будет иметь большое значение для сокращения разрыва в ожиданиях.
Во-вторых, характер наших стандартов сегодня основан на риск-ориентированном подходе. В данный момент действующий стандарт по недобросовестным действиям нуждается в обновлении. Хотя общий подход может быть правильным, он должен развиваться аналогично изменениям, внесенным в другие недавно пересмотренные и новые стандарты, чтобы обеспечить надлежащую оценку риска мошенничества в контексте аудита.
Еще одна важная тема для обсуждения: какие потенциальные внешние коммуникации должны быть выполнены аудиторами в отношении мошенничества? Какая прозрачность требуется в этом? Наконец, еще одной областью, на которой мы сосредоточили внимание, является усиление надлежащего проявления профессионального скептицизма при обнаружении мошенничества.
В основе всего этого лежит вопрос о том, как мы можем использовать технологии для поддержки аудитора в выполнении своей роли. Применение технологий улучшает способность выполнять работу или потенциально вызывает дополнительные аудиторские риски?
Вопрос: В связи с этим, как новые технологии изменили ландшафт аудита?
Ответ: Очевидно, что технологии играют большую роль в аудите и могут со временем изменить способ проведения оценок. Мы, как Совет, прилагаем больше усилий для понимания разрушительных технологий. Мы провели несколько публичных круглых столов, еще один состоится в феврале, на которых мы рассматриваем в перспективе пяти-шести лет, какие разрушительные тенденции могут коренным образом изменить методы проведения аудита и готовы ли наши процессы установления стандартов к этому.
Вопрос: Что касается предложенного IAASB стандарта, смягчающего требования к аудиту для «менее сложных организаций» (LCE), какова цель этой инициативы?
Ответ: Большинство организаций в мире являются малыми и средними предприятиями (МСП), аудит которых проводится небольшими фирмами, которые не занимаются такими сложными делами, как крупные финансовые учреждения. Таким образом, вопрос, который мы и многие из наших заинтересованных сторон подняли, заключается в следующем: «Могли бы наши стандарты, не снижая качества, быть составлены таким образом, чтобы они были более полезными для мира LCE?». Именно это мы и решили сделать.
Наше желание как можно раньше выложить стандарт для комментариев - нечто новое. Это отражает изменение в нашей практике установления стандартов - желание быть немного более гибкими в разработке стандартов, чтобы быстро получить обратную связь от рынка, а не разрабатывать стандарты «закулисно» и надеяться при этом, что они впоследствии заработают.
Вопрос: Какие комментарии ожидает получить IAASB в отношении предлагаемого стандарта?
Ответ: Во-первых, мы хотим убедиться, что наше основное предположение о ценности стандарта для аудита менее сложных организаций соответствует ожиданиям рынка. Будет ли стандарт полезен в ряде юрисдикций по всему миру? Во-вторых, правильно ли наше предположение о пропорциональности - что текущая редакция соразмерна типичному характеру и обстоятельствам аудита менее сложных организаций и отвечает требованиям этих заинтересованных сторон? Верны ли мы в своих расчетах по сравнению с основными требованиями МСА? Что мы упустили?
Вопрос: Какое влияние пандемия Covid-19 оказала на аудиторскую профессию?
Ответ: Covid, безусловно, доказал необходимость адаптации к изменяющейся среде. Аудиторским фирмам пришлось пересмотреть свои подходы к оценке рисков. Риски аудируемых ими организаций, сегодня могут быть совсем другими. Наши стандарты по оценке рисков должны заставлять фирмы мыслить критически. Мошенничество и непрерывность деятельности остаются весьма актуальными вопросами, и наши усилия по пересмотру этих стандартов будут важны.
Меня больше всего беспокоит длительное влияние пандемии на профессиональное развитие следующего поколения аудиторов, поскольку для профессионального роста они нуждаются в личном наставничестве. Без этого что-то может быть потеряно при переводе. Это моя самая большая озабоченность по поводу Covid, даже способность фирм следовать нашим стандартам, беспокоит меня в меньшей степени.
Вопрос: Как IAASB работает над углублением отношений с ключевыми заинтересованными сторонами?
Ответ: Сейчас, когда личные коммуникации исключены, мы активно внедряем другие формы общения, такие, как веб-трансляции, LinkedIn и другие платформы социальных сетей. В некотором смысле виртуальное общение сосредоточило наши усилия расширении охвата. Мы довольно регулярно встречаемся с национальными разработчиками стандартов, чтобы понимать, что происходит в мире, как стандарты аудита влияют на них, и что нам нужно сделать.
В будущем наши коммуникации должны иметь гибридный характер. Мы хотим использовать все, чему научились во время пандемии, не упуская при этом из виду тот факт, что личное общение также полезно для разработчиков стандартов, потому так мы можем лучше понять тон комментариев.
Источник: Compliance Week
Тэги
Связанные новости
Все новости