Информационное сообщение Минфина России 27 ноября 2024 г. № ИС-учет-54 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»
Определены основные направления государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Распоряжением от 22 ноября 2024 г. №
Сфера документа
Основные направления относятся ко всем отраслям и сферам экономики. Направления государственной политики в бюджетной сфере определяются в соответствии с бюджетным законодательством.
Реализация Основных направлений в некоторых отраслях и сферах экономики будет иметь определенные особенности. Это относится, прежде всего, к некоммерческим организациям и финансовой сфере.
Основы государственной политики
Государственная политика будет основываться на действующей системе бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (далее — система финансовой информации). Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.
В связи с этим главной целью государственной политики на период до 2030 г. является дальнейшее повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов, необходимой участникам гражданского оборота. Реализация этой цели и соответственно развитие системы финансовой информации будет достигаться точечными изменениями сложившейся системы и корректировкой направлений ее развития.
Государственная политика будет основываться на следующих принципах:
единство и целостность системы финансовой информации: бухгалтерский учет, финансовая отчетность и аудиторская деятельность рассматриваются как неразрывная цепочка подготовки и предоставления достоверной информации о деятельности экономического субъекта широкому кругу заинтересованных внутренних и внешних пользователей этой информации;
регулирование системы финансовой информации полностью на национальном уровне;
сопоставимость системы финансовой информации с аналогичными системами других государств и лучшей международно признанной практикой;
стабильность системы финансовой информации;
развитие системы финансовой информации в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, соответствие ее характеру и уровню развития системы управления экономикой;
взаимосвязь системы финансовой информации с формированием иных видов отчетности и раскрываемой информации экономическими субъектами, координация деятельности органов государственной власти и других организаций, уполномоченных на регулирование таких видов отчетности и информации;
преемственность и непрерывность развития системы финансовой информации, реалистичность целей и задач этого развития, возможность оценки достижений развития;
участие в выработке и реализации государственной политики делового, профессионального, научного сообществ.
Главные направления государственной политики
В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики будут:
развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования;
расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — ГИРБО) как способа реализации информационных потребностей пользователей;
совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
Ключевую роль в дальнейшем развитии системы финансовой информации призваны играть также скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в: цифровизации бухгалтерского учета и аудита; повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала; популяризации и распространении знаний среди широкого круга заинтересованных лиц. Содержательное наполнение этих трех направлений государственной политики определено отдельными регулирующими актами.
Развитие системы стандартов бухгалтерского учета
Основными направлениями задан характер планируемых преобразований системы стандартов бухгалтерского учета. При этом понятие «система стандартов бухгалтерского учета» применяется в более широком значении, чем в Федеральном законе «О бухгалтерском учете». Оно охватывает всю совокупность положений, регулирующих сферу бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а именно: нормы федерального законодательства, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, стандарты МСФО.
Основные направления не предполагают
соответствие стандартов потребностям пользователей финансовой отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
единство требований к бухгалтерскому учету во всех секторах экономики, включая финансовый;
применение международно признанных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
определение в федеральных стандартах бухгалтерского учета, главным образом, принципов и требований к бухгалтерскому учету;
самостоятельность экономических субъектов в выборе способов ведения учета, построении документооборота, организации обработки учетной информации.
Планируемые преобразования в системе стандартов будут направлены на совершенствование конкретных элементов ее. Так, в предстоящий период должны быть:
уточнены отдельные нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
завершено принятие базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета;
разработано методическое обеспечение возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета;
признаны для применения в Российской Федерации стандарты раскрытия информации об устойчивости МСФО;
принят акт, определяющий концептуальные основы бухгалтерского учета;
улучшено качество перевода текстов стандартов МСФО на русский язык;
уточнены процедуры корпоративного управления экономическим субъектом в отношении его финансовой отчетности.
Развитие ГИРБО
Основными направлениями определена роль ГИРБО как одного из важнейших источников финансовой информации для широкого круга пользователей, а также способа существенного снижения административной нагрузки на экономические субъекты.
Дальнейшее развитие ГИРБО предусматривает, в частности:
включение в него консолидированной финансовой отчетности, раскрываемой информации об устойчивости, а также промежуточной финансовой отчетности;
усиление координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством;
внедрение технологических решений, позволяющих учитывать особенности формирования финансовой отчетности конкретных экономических субъектов;
расширение инструментария контроля качества отчетности, включаемой в ГИРБО;
разработку и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям анализировать содержащуюся в ГИРБО отчетность;
введение административной ответственности экономических субъектов в случае ненадлежащего исполнения обязанности по представлению финансовой отчетности в ГИРБО.
Порядок применения Основных направлений
Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О консолидированной финансовой отчетности», «Об аудиторской деятельности». Кроме того, предполагается разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.
Конкретные шаги по реализации Основных направлений будут определены в планах, издание которых поручено Минфину России.
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России
Документы по теме
Тэги
Связанные новости
Все новости