Одновременно действует три комплекта аудиторских стандартов


7 сентября 2010 00:00

23 августа на сайте Минфина России опубликован перечень действующих аудиторских федеральных стандартов.

23 августа на сайте Минфина России опубликован перечень действующих аудиторских федеральных стандартов. В перечне приведены оставшиеся 32 стандарта из комплекта стандартов, утвержденных постановлением Правительства №696. Но ведь кроме них еще действуют некоторые старые стандарты (одобренные комиссией по аудиторской деятельности) и четыре новых стандарта, вступивших в действие в 2010 году.

Таким образом, сейчас действует ТРИ комплекта российских аудиторских стандартов:

1-й комплект - 3 стандарта:

Из старых стандартов, одобренных комиссией по аудиторской деятельности, сохранили действие только три стандарта. Согласно решению Совета по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол № 68  от 25 сентября 2008 г.) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам рекомендовано руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в 1999 году:

1) Заключение аудиторской организации  по специальным аудиторским заданиям;

2) Проверка прогнозной финансовой информации;

3) Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций.

2-й комплект:

32 федеральных аудиторских стандарта, из 34-х, утвержденных Постановлением Правительства №696 от 23 сентября 2002 г.

3-й комплект:

4 новых федеральных стандарта, вступивших в действие 17 августа 2010 года (ФСАД №№1-3 2010 г.) и 9 июля 2010 года (ФСАД 4/2010):

1) ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;

2) ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;

3) ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;

4) ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля». 

Источник: Журнал "Аудит "Сегодня"

 

Один из стандартов аудиторской деятельности отменен

Утратило силу правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Соответствующие постановление Правительства РФ № 586 подписано 2 августа 2010 года.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 отменен с 17 августа 2010 года.

Источник: Российский налоговый курьер

 

Аудиторам прописали процедуры

Минфин подготовил два новых федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД), разработанных в соответствии с международными стандартами аудита.

Первый (ФСАД 5/2010) - обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита преднамеренных действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и работников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод.

Второй (ФСАД 6/2010) - учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части выявления существенных искажений этой отчетности, вызванных несоблюдением аудируемым лицом требований федеральных законов и нормативных правовых актов.

Как рассказала Юлия Емельянова, заместитель генерального директора компании "Нексиа Пачоли", подготовленные Минфином новые стандарты аудиторской деятельности вступают в действие с даты вступления в силу постановления правительства РФ о признании утратившими силу правила (стандарта) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" и правила (стандарта) N 14 "Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита". Таким образом, аудиторы получают обновленные и усовершенствованные стандарты.

Несмотря на то что стандарты, которыми аудиторы пользовались до настоящего времени, были, аналогично новым, разработаны на основании международных стандартов аудита, временем была продиктована необходимость внести некоторые изменения.

"Действительно, в течение 8 лет применение этих стандартов вызывало много вопросов, - говорит Юлия Емельянова. - Центром внимания аудитора при применении данных стандартов является не конкретный объект учета или показатель отчетности, не определенная аудиторская процедура, а некие понятийные моменты. Поэтому совершенно очевидно, что возникла необходимость более конкретно описать подходы, аудиторские процедуры и действия аудитора при рассмотрении в ходе аудита недобросовестных действий, а также соблюдение требований нормативных правовых актов РФ".

На взгляд эксперта, новые стандарты более удобны для применения, поскольку содержат не только описание примеров недобросовестных действий, возможные области нарушений требований нормативных актов, но предлагают порядок действия аудитора и необходимые процедуры. Например, в ФСАД 6/2010 приведен перечень обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении требований нормативных актов РФ, а в приложении к данному стандарту приведены примеры процедур обеспечения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов.

ФСАД 5/2010 в примерах способов присвоения активов приводит современный способ, а именно использование активов аудируемого лица в личных целях (например, использование активов в виде залога по персональному займу либо по займу для связанной стороны). Также стандарт содержит подробный перечень случаев, подлежащих обсуждению участниками аудиторской группы, подверженности бухгалтерской отчетности аудируемого лица существенному искажению в результате недобросовестных действий. "Это является для аудитора хорошим инструментом, позволяющим повышать качество проведения аудита по подтверждению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности", - отметила Юлия Емельянова.

По словам эксперта, обращают на себя внимание некоторые моменты, отсутствовавшие в прежних стандартах, но появление которых неудивительно. Речь идет о необходимости включать в план аудита специальные тесты по проверке соответствия деятельности аудируемого лица требованиям определенных нормативных правовых актов и сообщать о выявленных фактах уполномоченному государственному органу. Или привлечение к работе эксперта по оценке подлинности документа.

Источник: Российская Бизнес-газета




Все новости