Послесловие к Первой совместной научно–практической конференции прошедшей в г. Новосибирске.


21 декабря 2011 00:00

Послесловие к Первой совместной научно–практической конференции представителей собственника государственного имущества, организаторов, участников и контролирующих органов по вопросам конкурсных отборов аудиторов: «Практические аспекты организации и проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления аудита государственных предприятий и обществ с долей собственности государства более 25 процентов».

Послесловие к Первой совместной научно–практической конференции представителей собственника государственного имущества, организаторов, участников и контролирующих органов по вопросам конкурсных отборов аудиторов: «Практические аспекты организации и проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления аудита государственных предприятий и обществ с долей собственности государства более 25 процентов», прошедшей 1 - 2 декабря 2011 года в г. Новосибирске.

Главная цель, задачи и миссия конференции достигнуты!!! 

Почему совместная?

На проведенной впервые в Сибири конференции приняли участие все заинтересованные стороны конкурсных отборов аудиторов: представители Заказчиков - специалисты предприятий с долей собственности государства более 25%; представители участников размещения заказов - руководители аудиторских фирм, участвующие в конкурсных отборах аудиторов; представители собственника государственного имущества - специалисты ТУ Росимущества по Новосибирской и Омской областям; специалисты Департамента имущества и земельных отношений НСО; представители повышения квалификации аудиторов, в т. ч. руководитель УМЦ НГУЭиУ «Центр подготовки и повышения квалификации аудиторов»; руководители подготовки и повышения квалификации в сфере размещения заказа, в т. ч. директор Центра подготовки кадров НГТУ и руководитель учебного центра RTS-Tender; эксперты по внешнему контролю качества аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов НП ААС; представители профессионального объединения предпринимателей Новосибирской области, в т. ч. Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты; представители специализированных организаций по размещению заказа в сфере обязательного ежегодного аудита, в т. ч. Председатель комитета по аудиту НТПП, Президент Сибирской палаты аудиторов и бухгалтеров «Содружество»; представители контрольных органов в сфере размещения заказа, в т. ч. главный специалист- эксперт отдела государственного заказа УФАС по НСО.

Почему региональная?

В конференции приняли участие представители из 4 регионов Сибирского Федерального округа: Новосибирска, Омска, Красноярска, Томска.

Почему научная?

В ходе конференции были продемонстрированы 3 авторские разработки:

1. Жуков С.П.: «Формирование критериев оценки и сопоставление заявок. Методика оценки. Обоснование начальной (максимальной) цены (НМЦ) контракта».

2. Щербак-Янчеко Н.С.: «Прием, рассмотрение, подача Заявок в электронной форме».

3. Сюремова И.В.: «Расчет объема трудозатрат и определение стоимости аудиторских услуг для каждого предприятия».

Почему практическая и решены ли задачи?

Участники конференции овладели знаниями, умениями и навыками составления конкурсной документации, обоснованием НМЦ контракта, формированием критериев оценки Заявок, методикой оценки и сопоставления заявок, формированием протоколов и их размещением на сайте zakupki.gov.ru, технологией расчета объема трудозатрат и определением стоимости аудиторских услуг для своего предприятия.

Какие достигнуты цели и решены сопутствующие задачи!

· выработаны общие подходы к организации конкурсных отборов аудиторов (критерии и методики оценки и сопоставления заявок участников размещения заказа);

· участники конференции ознакомлены с практическими аспектами проведения процедур размещения заказа, в т.ч. с процедурой электронной формы торгов;

· обобщены типичные нарушения при размещении заказов; продемонстрирован порядок обжалования и защиты прав участников размещения заказа; организаторы конкурсных отборов на конкретных примерах проинформированы об ответственности в соответствии с КоАП РФ;

· определены тенденции совершения нарушений при организации конкурсных отборов; раскрыты примеры по их установлению, устранению и упреждению;

· согласованы действия по упреждению демпинговых тенденций в конкурсных ценовых предложениях участников размещения заказа. 

Пленарные выступления на конференции вызвали большой интерес к подготовленным профессионалами докладам. 

Президент НТПП Маркелов В.А. открывший конференцию проинформировал о результатах работы Палаты по реализации 94-ФЗ, в т. ч. создание отдела по работе с ЭЦП, организуемых и проводимых Палатой на постоянной основе курсах и семинарах. Особую роль в конкурсных отборах аудиторов для обязательного ежегодного аудита государственных предприятий Президент отвел работе Комитета по аудиту НТПП (Председатель - Жуков С.П.). Только за последние три года – представители комитета участвовали в 117 конкурсных комиссиях, т. е. не просто принимали участие, а практически организовывали и проводили всю процедуру отбора.

Муромская Д.И. – главный специалист территориального управления по НСО, единственный в управлении специалист, участвующий в комиссиях по конкурсным отборам аудиторов для обществ с долей государственной собственности более 25 процентов, как представитель собственника государственного имущества изложила требования к Заказчикам по формированию начальной цены и ее утверждению Советами директоров, предельные сроки проведения конкурсов, рассказала о существенных условиях контракта, требованиях к порядку и срокам утверждения победителя конкурса. Представленные Дарьей Игоревной требования об утверждении аудитора должностными лицами и отделами Росимущества РФ вызвало дискуссию со стороны участников. Если свое требование представитель ТУ Росимущества обосновывает нормативно-правовыми актами, то аудиторы в своей деятельности основываются на верховенство федеральных законов. Так согласно прямой норме 94- ФЗ срок для заключения контракта определен не ранее 10 дней со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на сайте, а в соответствии со ст.428 ГК РФ крайний срок заключения контракта - не позднее 20 дней с даты подписания протокола. Компромисс, который удалось найти, состоит в следующем – включение в конкурсную документацию таких условий заключения контракта, как: не ранее 10 и не позднее 30 (40) дней. За это время Росимущество успеет принять свое решение.

Президент НП «Сибирская палата аудиторов и бухгалтеров «Содружество» Жуков С.П., обладающий опытом организатора проведения подобных конкурсов с 2005 года, презентовал этапы организации и проведения конкурса, предоставил проекты нормативных документов для организации конкурса, уделил внимание подготовке конкурсной документации, в т.ч. формированию критериев оценки и сопоставления Заявок. Одной из проблем конкурсных отборов, по мнению Сергея Павловича, является начальная (максимальная) цена (НМЦ контракта). Значимость данного критерия не может быть ниже 35% (Согласно Правилам утв. Постановлением Правительства РФ №722 от 10.09.2009г.) Данным обстоятельством пользуются некоторые аудиторские фирмы, которые откровенно демпингуют на конкурсах (так например, на конкурсе ГУП НСО «ОТС» при НМЦ в 240 000 рублей, одна из новосибирских аудиторских компаний заявила, что окажет услуги за 30 000 рублей).

Участники конференции ознакомились с данными мониторинга аудиторских услуг на территории Сибирского округа, который составляется Комитетом по аудиту НТПП 1 раз в полгода. Так на 25.11.2011 г. стоимость аудиторских услуг для обязательного ежегодного аудита госпредприятий в среднем составляет 750 рублей аудит/час. Ввиду того, что в Закон ввели пункт 19.1. в обоснование НМЦ контракта Сергей Павлович привел примеры расчета и образцы обоснования цены. Очень полезной была информация по методике оценки и сопоставления заявок. Благодаря подготовленным выступающим материалам Заказчики получили инструкции - как выбрать аудитора, не нарушая законодательство, который окажет качественные услуги в соответствии с Техническим заданием и условиями контракта.

Мавлюкеев В.Р., директор центра подготовки кадров НГТУ, вынес на рассмотрение проект закона о ФСК, который должен заменить 94- ФЗ, претерпевший двадцать восемь изменений с 2005 года. Но главная проблема осталась нерешенной - процедура размещения заказа, в том числе при отборе аудитора. Для изменения процедуры необходимо вмешательство аудиторского сообщества.

Руководитель центра по подготовке специалистов в области размещения заказа, проинформировал слушателей, что центр готовит специалистов, по программам очного и дистанционного обучения в течении 3 недель, что позволяет слушателям практически без отрыва от производства сдать экзамены на специалиста в сфере размещения заказа. При этом он напомнил, что согласно закона в конкурсных комиссиях обязательно должен быть хотя бы один специалист данной квалификации.

Не секрет, что Управления ФАС завалены жалобами от участников размещения заказа – аудиторами – на организаторов конкурсов по причинам отказа в приеме заявок в электронной форме. В результате чего, в большинстве случаев, конкурсы признаются несостоявшимися. Данную проблему раскрыл Щербак-Янченко Н.С., руководитель центра RTS-Tender. Подробно, в форме презентации участникам конференции продемонстрирована технология организации приема, рассмотрения и подачи заявок в электронной форме. Заказчики получили инструкцию по включению в КД требований для участников конкурса к составлению и подаче заявок в электронной форме. Кроме того всем участникам предоставлена авторская методика по работе с электронными площадками и ЭЦП.

Особый интерес участников конференции вызвало выступление - презентация генерального директора ЗАО «Аудиторское Агентство «Люди Дела» Сюремовой Ирины Васильевны, которая остановилась на 2-х актуальных проблемах: первая - это соотношение стоимости аудиторских услуг и объемов трудозатрат аудиторов и вторая – своевременное нивелирование демпинговых тенденций в конкурсных предложениях конкурсантов. Совсем неожиданным для участников конференции оказалось и заявление аудитора о том, что Техническое задание Заказчика, которое они копируют с 2002 года (утвержденное решением Минимущества РФ 30.12.2002 г.) не обязательно! И Заказчик сам вправе формировать техзадание согласно своим «узким» местам в бухучете. В связи, с чем аудиторская проверка может принести большую пользу, а цена будет соответствовать ожиданиям. Также большую заинтересованность заказчики проявили к расчету объема трудозатрат для каждого предприятия. Так, согласно авторской методики Сюремовой И. В., каждый специалист финансовой (бухгалтерской) службы самостоятельно может рассчитать объем услуг (трудозатрат) для своего предприятия, и, зная средний показатель аудиточаса в своем регионе (по СФО это результаты мониторинга стоимости аудиторских услуг, проводимых ежеквартально Комитетом по аудиту НТПП), может просчитать реальную стоимость аудиторских услуг.

Сюремова И.В. являющаяся уполномоченным экспертом по внешнему контролю качества аудиторской деятельности СРО аудиторов НП «Аудиторская Ассоциация Содружество», резко выступила по вопросу демпинговых конкурсных предложений некоторых аудиторов, которые подрывают значимость профессии аудитора, и как правило оказывают некачественные услуги. Эксперты, в первую очередь, обращают внимание на аудиторские заключения таких фирм. Далее докладчиком было обращено внимание на то, что стоимость аудиточаса ниже 500 рублей не соответствует себестоимости услуги для фирмы, которая платит налоги, имеет в штате не менее 5 аудиторов, юрисконсульта по налоговым вопросам, офис-менеджера, специалиста по внутреннему контролю качества.

Свое мнение по таким вопросам, как отказ в допуске к участию в конкурсном отборе, субъективная оценка по критерию «качество и квалификация участника конкурса», особые требования к участникам размещения заказа оборонно-промышленных предприятий высказал представитель УФАС по НСО Студеникин Д.Е.

Эксклюзивным моментом конференции был 2-й день. День заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками участников размещения заказа на примере реального конкурса. Все участники конференции, по решению председателя комиссии, стали членами комиссии с правом совещательного голоса. На конкурс было подано 3 заявки, в т.ч. две в электронной форме. На заседании комиссии была продемонстрирована методика открытия доступа к заявкам в электронной форме с помощью прикрепленных паролей, проверка ЭЦП заявителей. Каждый участник конференции - он же член комиссии- индивидуально заносил в таблицу представленных документов увиденные на мониторе данные и условия исполнения контракта участников конкурса, которые потом применял для рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по показателям критериев, содержащихся в КД. Постоянный член конкурсных комиссий С.П. Жуков комментировал содержание заявок большинства новосибирских госпредприятий. Все члены комиссии поучаствовали в роли экспертов представленных документов и условий исполнения контракта, а также выставили свои оценки, которые практически совпали с оценками членов комиссии с решающим голосом. Далее участники конференции в режиме on-lain могли наблюдать за формированием и размещением протоколов на официальном сайте zakupki.gov.ru.

По итогам первого совместного форума участники конференции приняли проект резолюции. Проект резолюции прилагается.

По достоинству оценив полезность мероприятия, участники единодушно выразили желание продолжать подобные встречи в аналогичном формате. Представители Омска, Красноярска, Томска надеются с помощью Сибирской палаты аудиторов и бухгалтеров «Содружество» провести подобные мероприятия в формате форума в своих регионах.

Поскольку состоявшаяся совместная встреча важна для организаторов и участников конкурса Оргкомитет счел важным донести до широкой аудитории результаты анкетирования по ряду ключевых показателей, отражающих качество события. Результаты анкетирования прилагаются.

 

От имени Оргкомитета

Президент НП «Сибирская палата аудиторов и бухгалтеров «Содружество» С. П. Жуков.

Член Правления НП «Аудиторская Ассоциация Содружество» Д. В. Лысенко

 

Проект резолюции

Анкета




Все новости