10 января 2025 08:50
Управлением организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг) по результатам рассмотрения обращения СРО ААС представлено разъяснение (исх. № 04-00-07/34334 от 27.12.2024) по вопросу идентификации аудитором представителя (директора), бенефициарного владельца и выгодоприобретателя, в том числе при заключении договора в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при конкурсе на проведение аудиторской проверки.
Согласно разъяснению Росфинмониторинга, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) субъекты антиотмывочного контура обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
Пунктом 2.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность субъекта первичного финансового мониторинга отказать в приеме на обслуживание клиента, в случае невозможности проведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также невозможности получения информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с организацией, принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, определения источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий в части неидентификации представителя клиента (выгодоприобретателя, бенефициарного владельца клиента) в случае участия организации в закупочных процедурах в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ), Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).
Таким образом, по мнению Росфинмониторинга, имеет место нормативная коллизия между антиотмывочным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг.
В настоящее время Росфинмониторинг во взаимодействии с Минфином России проводится работа по урегулированию проблемы несогласованности действующих норм Федерального закона № 115-ФЗ, Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ.
До разрешения данной проблематики Росфинмониторинг предлагает руководствоваться следующим.
Для первичной идентификации потенциальных клиентов в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ целесообразным использовать сведения, содержащиеся в документации о закупке заказчика, размещенной на сайте соответствующей электронной площадки, а также в Единой информационной системе «Закупки» (zakupki.gov.ru).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ (в ред. Федерального закона № 222-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обновлять информацию об аудируемых лицах, их представителях и (или) выгодоприобретателе, бенефициарных владельцах (норма применяется с 30.12.2024).
В случае отсутствия у аудитора каких-либо идентификационных данных в отношении аудируемого лица, его представителя или бенефициарного владельца, принятого на обслуживание до начала применения Федерального закона № 222-ФЗ, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, аудитору следует провести обновление информации о клиенте, представителе клиента, бенефициарном владельце клиента после 30.12.2024.
Росфинмониторинг также обращает внимание, что отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных документов и информации, необходимых субъекту для выполнения требований антиотмывочного законодательства, является фактором повышенного риска, который должен учитываться при оценке степени уровня риска и отнесения клиента к группе риска совершения подозрительных операций, а также является признаком необычной операции, в отношении которой должен рассматриваться вопрос о признании ее подозрительной и направлении информации о ней в Росфинмониторинг (код признака необычной операции (сделки) — 1106).