О введении в действие на территории России международных стандартов аудита
Уважаемые коллеги!
Комитет СРО ААС по международным стандартам аудита информирует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2012 г. №96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Положением о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576, на государственном портале нормативно-правых актов размещен проект приказа Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=55403
Указанным приказом предполагается введение в правое поле РФ 30 (тридцати) документов, содержащих международные стандарты аудита.
Напомним, что порядок признания документов, содержащих международные стандарты аудита, был установлен Постановлением Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации», порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации был утвержден приказом Минфина России от 5 августа 2015 г. N 122н.
В состав документов, содержащих МСА (далее - МСА), входят следующие документы, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров:
а) международные стандарты контроля качества;
б) международные стандарты аудита финансовой информации;
в) международные отчеты о практике аудита финансовой информации;
г) международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок;
д) международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации;
е) международные стандарты сопутствующих аудиту услуг;
ж) иные документы, определенные Международной федерацией бухгалтеров в качестве неотъемлемой части МСА;
з) изменения, которые вносятся в документы, указанные в подпунктах "а" - "ж".
Вводимые для применения на территории РФ документы, содержащие международные стандарты аудита, прошли в установленном порядке процедуру экспертизы, которая заключалась в оценке соответствия МСА основам регулирования аудиторской деятельности, установленным Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Информация о ходе признания на территории РФ документов, содержащих МСА, а также Заключения Совета по аудиторской деятельности от 29.08.2016 по результатам экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории Российской Федерации, размещены на сайте Минфина РФ в разделе «Международные стандарты аудита»: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/international/.
Как следует из содержания Заключений экспертиза была проведена в отношении документов:
1) Структура сборника стандартов, содержащих МСА, выпущенных Советом по МСА и заданий, обеспечивающих уверенность;
2) Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность и заданий по оказанию сопутствующих аудиту услуг;
3) Концепция качества аудита: ключевые элементы, обеспечивающие среду для обеспечения качества аудита;
4) Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;
5) Словарь терминов.
Указанные документы не являются частью какого-либо документа, содержащего международные стандарты аудита, или совокупности таких документов. Поэтому указанные документы не будут вводиться приказом Минфина России, при этом будут опубликованы на интернет-сайте Минфина РФ с указанием того, что рассматриваемые документы применяются в контексте документов, содержащих международные стандарты аудита и признанных в установленном порядке подлежащими применению на территории РФ, и во взаимосвязи с ними.
Как следует из Предисловия к Сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг:
«…Стандарты и документы Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, регулируют аудиторские и обзорные проверки, прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг, выполняемых в соответствии с международными стандартами. Они не имеют приоритета перед местными законами или нормативными актами, которые регулируют аудит финансовой отчетности за прошедшие периоды или задания, обеспечивающие уверенность в отношении прочей информации, в какой-либо определенной стране и которые необходимо соблюдать в соответствии с национальными стандартами этой страны. В случае если требования местного законодательства или регулирования отличаются от требований стандартов Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, либо противоречат им в каком-либо вопросе, задание, выполняемое в соответствии с местными законами или нормативными актами, не будет автоматически соответствовать стандартам Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
… Неофициальные материалы включают Международные отчеты о практике применения, публикуемые Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, и материалы, публикуемые сотрудниками этого совета. Неофициальные материалы не являются частью международных стандартов, публикуемых Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность».
Концепция качества аудита не предназначена для того, чтобы заменить данные стандарты, равно как и для того, чтобы установить дополнительные стандарты или требования относительно выполнения аудиторских заданий.
Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность не принадлежит к числу упомянутых Стандартов и, следовательно, не устанавливает никаких требований (или базовых принципов либо основных процедур) в отношении выполнения аудита, обзорных проверок или иных заданий, обеспечивающих уверенность.
Ни одно из положений, указанных Концепций, не имеют преимущественной силы над положениями стандартов. Назначение указанных документов - оказать содействие аудитору в применении стандартов.
Международные стандарты аудита, указанные в пункте 1 проекта приказа Минфина России, вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Напомним, что согласно ст. 23 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации.
Таким образом, при условии издания приказа Минфина России и обеспечения его государственной регистрации в Минюсте России в 2016 году, начиная с 01.01.2017 МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг), утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Комитет по МСА СРО ААС рекомендует аудиторским организациям, аудиторам внимательно ознакомиться с содержанием Заключений Совета по аудиторской деятельности от 29.08.2016 по результатам экспертизы документов, содержащих МСА.
Обращаем внимание на то, что следующие документы, содержащие международные стандарты, получены Минфином России от МФБ 08.09.2016 и 09.09.2016 и направлены Минфином на экспертизу в Совет по аудиторской деятельности:
| 
 1  | 
 Международный стандарт аудита 210 «Согласование условий аудиторских заданий» 
  | 
| 
 2  | 
 Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»  | 
| 
 3  | 
 Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» 
  | 
| 
 4  | 
 Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»  | 
| 
 5  | 
 Международный стандарт аудита 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»  | 
| 
 6  | 
 Международный стандарт аудита 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»  | 
| 
 7  | 
 Международный стандарт аудита 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»  | 
| 
 8  | 
 Международный стандарт аудита 580 «Письменные заявления» 
  | 
| 
 9  | 
 Международный стандарт аудита 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»  | 
| 
 10  | 
 Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»  | 
| 
 11  | 
 Международный стандарт аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»  | 
| 
 12  | 
 Международный стандарт аудита 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»  | 
| 
 13  | 
 Международный стандарт аудита 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»  | 
| 
 14  | 
 Международный стандарт аудита 710 «Сравнительная информация – сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»  | 
| 
 15  | 
 Международный стандарт аудита 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность»  | 
| 
 16  | 
 Международный стандарт аудита 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»  | 
| 
 17  | 
 Международный стандарт аудита 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»  | 
| 
 18  | 
 Международный стандарт аудита 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»  | 
| 
 19  | 
 Согласующиеся поправки к отдельным МСА 
  | 
С уважением,
Михайлович Татьяна Николаевна,
Председатель Комитета СРО ААС по международным стандартам аудита
Связанные новости
Министерство финансов Российской Федерации информирует аудиторов
Аудиторские СРО объединяются в силу закона
Все новости