2017 год может стать годом великих потрясений для российского аудита
26 декабря 2016 года Деловая электронная газета Татарстана «БИЗНЕС ONLINE» опубликовала статью Сергея Никифорова, генерального директора аудиторской организации «ФБК Поволжье» (член СРО ААС) «2017 год может стать годом великих потрясений для российского аудита».
У серьезных аудиторских компаний не будет перспектив на хаотичном, мутном аудиторском рынке без внятного целеполагания ...
Сергей Никифоров, «ФБК Поволжье»: «2017 год может стать годом великих потрясений для российского аудита»
У серьезных аудиторских компаний не будет перспектив на хаотичном, мутном аудиторском рынке без внятного целеполагания
Сложившаяся на аудиторском рынке ситуация деградации не выгодна никому, кроме компаний «большой четверки», считает руководитель одной из старейших аудиторских компаний России «ФБК Поволжье» Сергей Никифоров. В интервью «БИЗНЕС Online» он объяснил, почему планирует скромно отметить 25-летие компании и чего ждет от вступления с 1 января 2017 года международных стандартов аудита.
«ПЕРЕХОД НА МСА ОЗНАЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗАМЕНУ БЛАНКОВ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АУДИТОРА»
— Сергей Леонидович, в конце декабря ваша аудиторская компания «ФБК-Поволжье» будет отмечать свое 25-летие. Свое десятилетие вы отмечали в конгресс-зале ТПП РТ, 15-летие — в галерее «Хазинэ» Казанского кремля, 20-летие — в Государственном большом концертном зале имени Сайдашева. Где же Вы будете устраивать торжество в честь Вашего четвертьвекового юбилея?
— Эту юбилейную дату мы будем отмечать только в кругу сотрудников компании. Мы решили, что нет смысла проводить сейчас какое-либо чрезвычайно затратное публичное мероприятие, а есть целесообразность поддержать коллектив, основных сотрудников компании и постараться использовать в наступающем году наши основные конкурентные преимущества на рынке.
— И в чем они заключаются?
— Прежде всего в том, что с 1 января 2017 года на территории Российской Федерации вступают в силу международные стандарты аудита (МСА). Что это означает? Не то, что у аудиторов появилась новая проблема, а то, что организации, подпадающие под обязательный аудит, должны будут организовать его проведение в соответствии с новыми требованиями.
Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности в значительной степени основываются на МСА, но не идентичны им. Переход на МСА повлечет за собой определенные изменения в работе аудитора и увеличит трудозатраты на проведение аудита и, соответственно, его стоимость. И то, что предприятия республики, рассматривая сейчас свои бюджеты на 2017 год, никак не отражают в них вступление в силу МСА на территории России с 1 января 2017 года, вызывает некоторое недоумение.
— Насколько существенно будет увеличение стоимости аудита?
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно, зависит от аудиторской организации. Многие аудиторы, судя по предлагаемым ими ценам, выполнением и федеральных стандартов аудита особо себя не утруждают. Не станут, наверное, исключением и МСА. Тем более что уже сейчас в интернете можно найти комплект бланков рабочей документации аудитора по МСА. Но надо понимать, что переход на МСА означает не только замену бланков рабочей документации аудитора.
Наша компания много лет готовится ко вступлению в силу МСА на территории России. Уже 19 лет мы являемся полноправным членом международной сети аудиторских организаций PKFInternational, одной из крупнейших в мире сетей, объединяющих более 400 национальных компаний из 150 стран мира. Безусловно, членство в международной сети аудиторской организации достаточно затратное не только с точки зрения уплаты членских взносов и расходов на проведение регулярного внешнего контроля качества, но и с точки зрения трудоемкости работ по обеспечению требований МСА при проведении аудита. Возможно, по этой причине мы до сих пор остаемся единственной аудиторской организацией подобного рода в Поволжском федеральном округе. Так что мы в максимальной степени готовности к переходу на МСА.
— Можно ли сказать, что ваше аудиторское заключение признается во всех странах мира?
— В принципе, да. Некоторые клиенты «ФБК Поволжье» получали согласие на финансирование в зарубежных банках, используя наше стандартное аудиторское заключение под брендом сети PKF International. Хотя многие международные финансовые институты в силу сложившихся привычек требуют аудиторское заключение компаний «большой четверки». Однако сейчас в Евросоюзе, например, предпринимаются меры законодательного характера по ограничению монополии «большой четверки».
— Насколько актуально это для российского бизнеса при всех этих санкциях, угрозах придания нашей экономике мобилизационного характера?
— Экономическое взаимодействие как с ближним, так и с дальним зарубежьем никогда не прекращалось. К тому же сейчас, возможно, ситуация с санкциями и попытками изолировать нашу страну может претерпеть существенные изменения. А решение задач модернизации российской экономики является достаточно сложным мероприятием без зарубежного финансирования и зарубежных технологий.
«КОМУ НУЖНЫ ПОВЫШЕННЫЕ ГАРАНТИЙ ДОСТОВЕРНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА?»
— Можно ли сказать, что с введением в действие на территории РФ международных стандартов аудита аудиторское заключение любой аудиторской организации не будет отличаться от аудиторского заключения той же «большой четверки»?
— К сожалению, сегодня не только цены, но и сам потенциал большинства аудиторских компаний в России не позволяет говорить том, что он соответствует целям аудиторской деятельности — защите общественных интересов.
Глубокое изучение статистики минфина РФ приводит к очень печальным выводам. Например, из общего объема выручки от аудиторских услуг в 56,1 миллиарда рублей 46 процентов падает всего на 4 международные компании, и эта доля только растет. Из 4400 аудиторских компаний в России более 41 процента имеет микроскопическую выручку до 1,5 миллионов рублей в год, а еще 20 процентов — от 1,5 до 3 миллионов рублей в год. О какой конкурентоспособности большинства аудиторских организаций в России можно говорить?
Все это стало следствием системных ошибок (хотя у меня есть сомнения, что это именно ошибки), заложенных в федеральном законе «Об аудиторской деятельности», принятом в 2008 году.
— О каких системных ошибках идет речь?
— Например, минимальную численность в количестве трех аттестованных аудиторов, установленную законом, разрешено подтверждать многократным совместительством. В результате этого только 36 процентов аудиторских компаний в стране имеют в штате по основному месту работы не менее трех аудиторов, а почти четверть их них (23,6 процента) не имеют ни одного штатного аудитора по основному месту работы.
Вообще, надо исходить из того, что сегодня государство установило обязательность аудита для большого количества организаций (по величине активов и превышению порога выручки) в ситуации, когда их проаудированная отчетность не находит своего внешнего пользователя. Скажите, кому нужны повышенные гарантии достоверности отчетности, например, какого-нибудь ООО, сдающего в аренду помещение стоимостью 70 миллионов рублей? Вот и рождается ответное предложение на проведение обязательного аудита со стороны соответствующих аудиторских организаций.
Чтобы было понятнее, что в данном случае происходит, можно обратиться к данным того же минфина РФ, в соответствии с которыми 65 процентов клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована по объему выручки, составляют клиенты с выручкой менее 400 миллионов рублей, то есть вообще не подпадающие под обязательный аудит.
— И какой вывод из этого следует?
— То, что на рынке аудиторских услуг происходит массовое смешение каких-то консультационных услуг для малого бизнеса с высокотехнологичной и трудоемкой услугой по проведению обязательного аудита в соответствии со стандартами, утвержденными государством. Соответственно, это не может не отражаться и на средней стоимости услуги по проведению обязательного аудита на рынке. Иначе говоря, демпинг на рынке, хотя это и демпингом назвать нельзя, приводит к тому, что профессиональная и добросовестная аудиторская организация при оказании услуг по обязательному аудиту в лучшем случае просто окупит свои расходы, а в прибыли окажутся аудиторские организации, в той или иной степени имитирующие процедуры проведения обязательного аудита.
Самым печальным в этой ситуации является то, что регулятор аудиторской деятельности, минфин РФ, упорно не желает признавать наличие каких-либо проблем на аудиторском рынке и что-либо менять в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Если называть вещи своими именами, то данная политика ведет только к одной цели — деградации и дискредитации отечественного независимого аудита.
— Достаточно категоричное утверждение. В чьих же интересах проводится тогда такая политика и разделяет ли еще кто-нибудь вашу оценку ситуации в российском аудите?
— Объективно ситуация, сложившаяся на аудиторском рынке, не выгодна никому, кроме компаний «большой четверки». Эти компании всегда будут тем, кем они являются, в любой стране мира. А вот отечественные аудиторы в условиях деградирующего российского аудиторского рынка могут окончательно потерять свою конкурентоспособность и перспективы развития.
Любопытно, что данный закон был принят через четыре года после назначения директором департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности минфина России одного из руководителей компании, представляющей «большую четверку», который фактически монополизировал в своем лице всю государственную политику по регулированию аудиторской деятельности.
Впрочем, похоже, что оптимистичные оценки минфина России состояния аудита в стране разделяют далеко не все. В декабре 2015 года президент РФ Владимир Путин дал поручение председателю правительства Медведеву о повышении роли аудита и уровня востребованности его результатов; определении приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в стране; формировании условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках; повышении результативности и качества обязательного аудита. Руководство ЦБ РФ регулярно подвергает критике ситуацию на аудиторском рынке. А недавно первый вице-премьер Шувалов дал поручение рассмотреть вопрос о передаче функций государственного регулирования аудиторской деятельности новому регулятору — ЦБ РФ.
«НАЛИЧИЕ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ У КЛИЕНТА БАНК ИНТЕРЕСУЕТ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГ»
— Какое отношение это все имеет к предприятиям республики и может ли сам институт независимого аудита предупредить возникновение ситуаций, подобных ситуации с Татфондбанком?
— Возможности института независимого аудита в России серьезно подорваны политикой регулятора и определяются исключительно добросовестностью участников рынка. Задача защиты общественных интересов является трудновыполнимой для большинства субъектов аудиторской деятельности, и ситуации, подобные случившемуся в ТФБ, будут регулярно повторяться.
Однако не исключено, что 2017 год станет годом великих потрясений для российского аудита, и есть шанс, что ситуация на аудиторском рынке может кардинально измениться.
Если функции государственного регулирования аудиторской деятельности действительно будут переданы ЦБ РФ, то изменения на аудиторском рынке будут основываться на решении задач по повышению эффективности его собственных функций и элементарном здравом смысле. Безусловно, будут пересмотрены критерии обязательности аудита, требования к статусу аудиторской организации, система выдачи аттестатов аудитора, подходы к регулированию аудиторской деятельности и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.
Также очищению аудиторского рынка будет способствовать введение в наступающем году уголовной ответственности для аудитора за выдачу ложного аудиторского заключения, серьезное расширение возможностей федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и ряд других новаций.
— Но, насколько я понял, главная проблема обязательного аудита в том, что нет взаимосвязи между обязательностью аудита и его реальной востребованностью на уровне внешних пользователей проаудированной отчетности?
— Да, это так. И вот как раз с учетом вышеперечисленных факторов можно было бы затем перейти к иной схеме востребованности аудиторских услуг (взамен их обязательности по величине выручки и активов), которая бы имела принципиально иной порядок эффективности. Например, почему бы не вменить обязанность банкам (а это ЦБ РФ вполне способен сделать) требовать наличие аудиторского заключения при выдаче кредита юридическим лицам выше определенной суммы? Смог бы тогда банк выдать кредит клиенту, находящемуся в предбанкротном состоянии, учитывая, что после децимации аудиторского рынка и введения реальной уголовной ответственности для аудитора, желающего выдать положительное аудиторское заключение, найти будет очень непросто? Сейчас же банк наличие аудиторского заключения у клиента зачастую интересует не больше, чем прошлогодний снег. Намного больший интерес при выдаче кредита у банка вызывает наличие ликвидного залога.
Может ли эта схема заработать? Вполне. В качестве примера могу привести подход ряда банков к независимой оценке предмета залога. Банки и аккредитацию оценочных компаний при себе организуют, чтобы оценщик в максимальной степени соответствовал требованиям банка, и изучают отчеты оценщика под микроскопом.
Все эти и другие меры в совокупности однозначно дадут необходимый эффект, было бы только желание у тех, от кого зависит принятие решения.
— А оно есть?
— Минфин России делает все что может, чтобы заблокировать любые инициативы, направленные на нормализацию ситуации на аудиторском рынке, используя при этом, даже не знаю как помягче назвать, некие методы, никак не соответствующие статусу федерального органа управления. Впрочем, как говорил Фидель Кастро, «солнце ладонью не закроешь». Уже сейчас в Госдуме зарегистрировано несколько законопроектов на тему аудиторской деятельности, и в ближайшее время мы увидим, что из этого получится.
Конечно, я осознаю, что независимый аудит — это не та тема, которая вызывает интерес у массовой публики и не так часто об этом пишут в прессе. Но можете мне поверить, что работа над тем, чтобы независимый аудит занял подобающее ему место в экономике России, чтобы труд аудитора получал общественное признание, а не ехидные комментарии к публикациям в СМИ, идет непрерывно.
«БЕЗ ВЕРЫ В УСПЕХ СВОЕГО ДЕЛА ЛУЧШЕ ИМ ВООБЩЕ НЕ СТОИТ ЗАНИМАТЬСЯ»
— Насколько я знаю, вы находитесь прямо в центре событий, участвуете в разработке законопроектов в Госдуме, входите в различные рабочие и экспертные группы. В этой связи что вы как руководитель «ФБК Поволжье» считаете более важным в своей деятельности: развитие собственного аудиторского бизнеса или приведение российского аудиторского рынка в какой-то цивилизованный вид?
— На самом деле все это очень тесно взаимосвязано. У нашей и у любой другой аудиторской компании не будет перспектив на хаотичном, мутном аудиторском рынке без внятного целеполагания. Перспективы появятся только тогда, когда аудиторская деятельность будет реально обеспечивать защиту общественных интересов, а добросовестная конкуренция станет нормой поведения на рынке. Может быть, спустя 25 лет после начала аудиторской деятельности, я и остался в какой-то степени идеалистом, но, поверьте, без веры в успех своего дела лучше им вообще не стоит заниматься.
— Давайте вернемся к Вашей компании. Все же с чем встречаете свое 25-летие? Что является предметом Вашей гордости?
— Во-первых, у нас сложился очень сильный в профессиональном плане коллектив. Без всякого преувеличения наши специалисты являются гордостью не только нашей компании, но и республики в целом. Многие из них работают в компании не один десяток лет.
Во-вторых, предметом гордости являются наши клиенты. Мы гордимся не тем, сколько и каких клиентов мы смогли заполучить, а мы испытываем гордость за них самих. Мы гордимся тем, что наши клиенты самые лучшие предприятия и организации в республике с профессиональными и квалифицированными кадрами, с внятной и вызывающей уважение, а иногда и восхищение рыночной стратегией своего развития.
За 25 лет мы выдали тысячи аудиторских заключений и никогда наша работа не была предметом претензий со стороны пользователей проаудированной отчетности, контролирующих и надзорных органов. С некоторыми из наших клиентов мы работаем уже более 20 лет.
Но мы никогда не давали какие-либо «откаты» своим клиентам от сумм договоров, никогда не шли на сделку со своей совестью, подписывая аудиторские заключения без достаточных на то оснований. Мы уважаем своих клиентов и всегда честно выполняем свою работу.
— Вы уже 25 лет занимаете должность руководителя одной и той же аудиторской организации. Не наскучило? Если была бы такая возможность, что бы Вы изменили бы в своей жизни?
— А куда я денусь с подводной лодки? (Смеется.) Ну а если серьезно, то впечатлений за эти 25 лет хватит на несколько жизней. Может быть, когда-нибудь и книжку напишу на пенсии. Только будет она не о каких-то скучных для широкой публики аспектах аудиторской деятельности, а о том, что судьба подарила мне уникальный шанс встретиться с таким количеством замечательных людей как у нас в республике, так и за ее пределами.
Изменил бы я что-нибудь в своей жизни, если бы была такая возможность? Наверное, нет. Я здесь, в Казани, родился, учился, работаю всю жизнь и, надеюсь, буду и дальше работать. Самое главное — то, что чем я занимаюсь, чем занимается наша компания, востребовано в обществе, а для предприятий и организаций, наших клиентов является не какой-то навязанной сверху обузой, а реальной помощью в их развитии, реализации их стратегии.
Читателям же «БИЗНЕС Online» хотел бы пожелать в преддверии наступающего Нового года стабильной работы, финансового благополучия и достаточно сил, чтобы реализовать все задуманное.
Визитная карточка компании
Компания «ФБК Поволжье» основана в 1991 году. Основные направления деятельности: аудит бухгалтерской отчетности по РСБУ и МСФО, подготовка отчетности по МСФО, проверка отдельных вопросов финансовой деятельности и налоговых рисков, консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, оценка бизнеса и имущества. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX), входит в число 6 крупнейших российских региональных субъектов аудиторской деятельности по выручке от оказания аудиторских услуг. Полноправный член международной сети аудиторских организаций PKF International с 1997 года. Уставной капитал — 100 тыс. рублей. Количество сотрудников — 31. Выручка за 2015 год — 24 038 100 рублей. Собственник — Сергей Никифоров (100%).
Визитная карточка руководителя
Сергей Никифоров родился 1 марта 1961 года. В 1982 году окончил Казанский финансово-экономический институт, в 1992 году — Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Татарстан.
Работал начальником планово-экономического отдела, главным экономистом, заместителем директора по экономике на предприятиях министерства химической промышленности СССР. В 1991 году создал одну из первых в России аудиторских компаний — «ФБК Поволжье» (до 2005 года — «Аудит-Консалтинг»).
Член экспертного совета комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, заместитель председателя экспертного совета комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам. Председатель общественной организации «Национальный союз аудиторов».
Александр Андреев
Видео: Ирина Ерохина
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/332827
Связанные новости
Все новости