Краткий отчет встречи представителей Центрального Банка Российской Федерации с аудиторами Дальневосточного федерального округа


12 сентября 2017 00:00

Краткий отчет

по результатам встречи аудиторов Дальнего Востока

с представителями Центрального Банка Российской Федерации

 7 сентября 2017 года,

подготовленный председателем Совета Дальневосточного территориального отделения СРО аудиторов Ассоциации «Содружество» Владимиром Рукиным

 

  7 сентября 2017 года во Владивостоке прошла встреча представителей Центрального Банка Российской Федерации с аудиторами Дальневосточного федерального округа.

Данная встреча явилась первой в России, в которой представители руководства Центрального Банка встречаются с региональными российскими аудиторами для обсуждения вопросов и проблем реформирования аудита.  Как пошутили на встрече, «Солнце встает у нас на Востоке и только потом плавно проходит по всей нашей необъятной стране!»  Так и обсуждение (весьма бурное и активное) накопившихся профессиональных вопросов началось во Владивостоке.

Аудиторскую отрасль ждет очередное «потрясение», очередное реформирование. Функции регулятора данной отрасли передаются от Министерства Финансов Банку России.

Буквально за 2 дня до совещания российские аудиторы увидели предложения нового регулятора по реформированию отрасли. Предложения, представленные в законопроекте, не только «революционные», но и очень многочисленные.

В совещании приняли участие 90 аудиторов. Причем была предоставлена возможность участвовать в мероприятии аудиторам не только Приморского края, но и республики Саха (Якутия), Хабаровского и Камчатского краев, Амурской, Сахалинской и Магаданской областей, так как велась видеотрансляция. 

Вопросы реформирования аудиторской отрасли освещали Швецов Сергей Анатольевич – первый заместитель Председателя Банка России и Курицына Елена Игоревна – директор Департамента корпоративных отношений.

Нужно отметить, что обстановка в зале была демократичная. Количество вопросов не ограничивалось, а их было очень много. Да и 3 часа, в течение которых шло совещание, пролетели незаметно.

В ходе встречи выяснилось, что данный законопроект – это еще не реформа, это, по сути своей, только смена регулятора. Пока речь идет о передаче полномочий. На сегодня положения 95 процентов законопроекта направлены на передачу функций и полномочий. Остальное – это то, без чего сегодня нельзя работать над повышением качества оказания аудиторских услуг.  Как сказал Сергей Анатольевич Швецов, «сама реформа последует позже, после принятия законопроекта».

Я постарался изложить в данном материале основные разъяснения, полученные нами от представителей Банка России. Надеюсь, что этот материал поможет снять часть вопросов, вставших перед российскими аудиторами.

Причина реформирования аудиторской деятельности?

Неудовлетворенность участников финансового рынка, в том числе Правительства РФ, качеством оказываемых аудиторских услуг.

В недобросовестных аудиторских компаниях доминирует фактор проведения аудита с «закрытыми» глазами. Конкуренция между аудиторскими организациями не должна идти на уровне денег. Конкуренция должна быть на уровне «сервиса».

Можно ли говорить о некачественной работе российских аудиторов, не подтвержденной судебными решениями?

Дальневосточные аудиторы обратили внимание на некорректность обвинения всех аудиторов в некачественной работе, в выдаче аудиторских заключений без выхода на предприятия, в рисовании заключений чуть ли не «на коленке». Ведь эти обвинения должны идти в адрес конкретных аудиторских организаций, которые уличены в совершении данных нарушений. В том числе нужно обосновывать данные обвинения решениями арбитражных судов. При этом на сегодня в России принято всего ОДНО судебное решение о признании аудиторского заключения ложным. Представители Банка России приняли информацию к сведенью. 

Какова задача, поставленная перед Банком России?

Задача Банка России совместно с аудиторами сделать финансовую отчетность организаций достоверной. У Банка России есть только одно желание – это радикальным образом поднять профессионализм российских аудиторов и авторитет отрасли. Дать обществу ту продукцию, на которую оно рассчитывает – достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Перед Банком России не стоит задача переделки рынка аудита.

Что взято за основу построения новой модели регулирования аудиторского рынка?

За основу взята модель регулирования рынка аудита Китая. Регулятор рынка ценных бумаг Китая для аудита ПАО отобрал сначала 20 аудиторских организаций. Сейчас их стало 40 на весь Китай.

Данная модель предусматривает двухконтурную модель регулирования. Первый контур – аудиторские организации, которые не аудируют общественно значимые организации (ОЗО). Второй контур - аудиторские организации, которые аудируют ОЗО. Реестр второго контура ведет Банк России.

Сколько аудиторских организаций войдет во второй контур, регулируемый Банком России?

От 20 до 50.

Роль СРО аудиторов в реформировании аудита?

На СРО аудиторов должна лечь основная часть задач по регулированию отрасли, надзор за аудиторскими организациями – членами СРОА. Будет ли это одно СРО или несколько, не имеет для Банка никакой разницы.

Останутся ли количественные критерии СРО аудиторов?

Дальневосточные аудиторы предложили изменить данные показатели. При приведении аудиторских организаций в соответствие с новыми требованиями Закона (3 аудитора по основному месту работы) мы потеряем около 50 процентов аудиторских организаций и существенное количество аудиторов. Соответственно может возникнуть ситуация, что их не хватит ни на одно СРО аудиторов. Или ситуация, когда данное единственное СРО аудиторов будет балансировать на минимальной численности. Следствием этого может стать невозможность качественного внешнего контроля и привлечения нарушителей к ответственности. Было предложено изменить показатели СРО на 5000 аудиторов или 800 аудиторских организаций. Представители Банка России обещали обдумать данное предложение.

Почему в аудиторских организациях для проверки ОЗО должно быть сначала 7 аудиторов, а с 2023 года – 12? Откуда появилась цифра – 7?

Федеральное казначейство проводило аналитическую работу по итогам ВККР. В результате выяснилось, что количество нарушений резко уменьшается в аудиторских организациях, в которых работает 7 и более аудиторов.

Количество 7 (12 с 2023 года) учитывает как аудиторов со старым квалификационным аттестатом, выданным Минфином РФ, так и с единым (новым), выданным СРО.

Основное место работы аудитора и аттестат аудитора?

Банк России не ограничивает право аудитора работать столько, сколько ему хочется. При этом аттестат аудитора можно будет учесть только один раз в целях признания аудиторской организации соответствующей требования настоящего Закона (3 аттестованных аудитора). Пример: аудитор Иванов может быть «зачтен» как аудитор по основному месту работы только в одной аудиторской организации. А дополнительно он может работать хоть в десяти аудиторских компаниях, или главным бухгалтером на предприятии, или преподавателем в ВУЗе и т.д.

Планирует ли Банк России снова ввести аттестацию по специализации аудиторов?

Да, планирует сделать это вместе с СРО аудиторов. Но это произойдет не на этом этапе реформирования, а несколько позже. При этом основная нагрузка ляжет на СРО.

Будут ли попадать под обязательный аудит акционерные общества?

Да будут, так как это прямо прописано в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Смогут ли аудиторы с квалификационными аттестатами, выданными Министерством Финансов, (старыми аттестатами) участвовать в аудите с 01.01.2018 года?

Да смогут. В законопроекте сейчас написано несколько запутанно. Банк России согласовал с Минфином позицию об исключении из Закона 307-ФЗ нормы, запрещающей аудиторам со старым аттестатом участвовать в аудите ОЗХС. Текст законопроекта будет поправлен, и аудиторам со старым аттестатом разрешат участвовать в аудите ОЗО в качестве аудитора. Но у него не будет права руководить проверкой и подписывать аудиторское заключение ОЗО.

Почему требуется 45 рабочих дней на включение аудиторской организации в реестр Банка России?

Специалисты будут проверять наличие у аудиторской организации опыта работы. Удостоверятся в наличии такого опыта у руководителей проверок, в соблюдении принципов независимости. Опыт будет подтверждаться копиями договоров и аудиторских заключений. После принятия законопроекта будет разработано отдельное Положение по данным вопросам. Особое внимание будет уделено ситуациям, когда аудиторская организация или аудитор выдали немодифицированное аудиторское заключение организации, у которой впоследствии была отозвана лицензия. Данный факт или факты не будут являться причиной автоматического отказа от включения в реестр, но явятся основанием для более тщательного рассмотрения, потребуют дополнительных документов и подтверждений.

Как быть, если аудитор был утвержден на собрании общества, а его впоследствии исключают из реестра?

Банк России в данной ситуации даст возможность аудитору завершить работу по данному договору. Будет установлена определенная «точка отсечения», после пересечения которой у аудитора будет возможность завершить работу. При этом аудиторские организации, выигравшие конкурсы по аудиту на 3-5 лет, должны будут привести свои организации в соответствие с требованиями Закона.

Сохранит ли Банк России Рабочий орган и Совет по аудиторской деятельности?

У Банка России разработана и внедрена система создания Консультативных Советов. В них входят представители потребителей услуг, представители регулятора, аудиторы. Они создаются для обсуждения инициатив Банка России, которые он выносит на общественное обсуждение. Банк России против создания дополнительных «фильтров». Любое лицо может напрямую обратиться к нам и получить ответ.

Когда заканчиваются полномочия Федерального казначейства в сфере надзора за аудиторскими организациями?

У Федерального казначейства (ФК) в 2018 году остаются все полномочия по надзору за аудиторскими организациями, которые не вошли в реестр ЦБ России.  С 2019 года полномочия по надзору от ФК переходят к Банку России.

Как будет осуществляться надзор Банка России и СРО аудиторов за аудиторскими организациями, проверяющими ОЗО и вошедших в реестр Банка?

Как Банк России будет осуществлять надзор за аудиторскими организациями второго контура, так и СРО аудиторов будут иметь возможность проводить ВККР данных организаций – своих членов. При этом СРО будет дана возможность не проверять аудиторскую организацию, которая буквально недавно прошла проверку Банка России. Это позволит снизить нагрузку на аудиторов. В ходе надзора специалисты Банка России будут не только проверять рабочие документы по аудиту ОЗО, но и всю документацию аудиторской компании по организации и проведению аудита, контролю его результатов.

В статье 5.1 поправок к 307-ФЗ включено требование о том, что опыт осуществления аудиторской деятельности аудиторской организацией должен составлять не менее трех последовательных лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления?

Наши аудиторы предложили исключить данный подпункт законопроекта. Тем более, что данная организации может создаваться сверхопытными аудиторами.

Являются ли финансовые критерии обязательного аудита окончательными, или они будут скорректированы?

Представители Банка России услышали аргументацию и многочисленные обоснования дальневосточных аудиторов по необходимости снижения финансовых критериев, по применению не двух критериев одновременно за два года, а одного из критериев за один год работы организации.  Дальневосточные аудиторы предложили оставить критерий «объем выручки» в сумме – 400 млн рублей, стоимость активов – 100 млн рублей.

Они пообещали провести дополнительные консультации с Минфином и Росимуществом по «калибровке» данных показателей.

С какого времени вступают в силу новые критерии обязательного аудита?

Новые критерии вступают в силу с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 финансовый год.

Ограничение участия малых и средних аудиторских организаций в проведении конкурсов по выбору аудиторов предприятиями с объемом выручки более 1 млрд рублей.

Представители Банка России с удивлением узнали о данном ограничении в предлагаемом законопроекте и пообещали разобраться с возникшим недоразумением.

Будут ли меняться условия проведения конкурсов по выбору аудиторов?

Банк России будет вправе определить правила проведения конкурсов, в том числе соотношение показателей цены и качества услуги, порядок определения стартовой цены, борьбы с демпингом и т.д.

Вопрос увеличения ответственности руководителей и организаций, уклоняющихся от проведения обязательного аудита.

Планируется по данным «уклонистам» возбуждать административные производства и вести разъяснительную работу.

Почему аудиторское заключение должны пописывать 2 человека?

В данной возникшей ситуации в аудиторской организации, проводящей аудит ОЗО, придется иметь не трех, а четырех аудиторов с новыми аттестатами. Данная ситуация озадачила наших гостей.

Когда мы увидим итоги нашей встречи, отраженными в законопроекте?

Представители Банка России пообещали встретиться с аудиторами других регионов России, выслушать их вопросы и предложения и только потом откорректировать текст законопроекта.

 

Уважаемые коллеги! Я думаю, что Вы сами убедились, что дискуссия была очень длительной и вопросы, которые обсуждались, имеют очень серьезное значение не только для развития нашей отрасли, но и для самого существования аудита в нашей стране.

Конечно же, мы не могли задать представителям Банка России абсолютно все вопросы, интересующие наше профессиональное сообщество. Их вариативность зашкаливает. Но мы постарались задать и получить ответы на самые злободневные. Теперь все и в ваших руках. Чем больше прозвучит вопросов и их обоснований, тем с большей эффективностью мы сможем отстаивать наши права.

 

В. Рукин – председатель Совета Дальневосточного территориального отделения
СРО аудиторов Ассоциации «Содружество»




Все новости