Пресс-релиз совещания Совета Приволжского ТО СРО ААС 20 июля 2020 г.


25 июля 2020 00:00

20 июля 2020 года в дистанционном режиме было проведено совещание Совета Приволжского Территориального отделения Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (далее – Приволжское ТО СРО ААС) по вопросу обсуждения законопроекта о внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Председатель Совета Приволжского ТО СРО ААС Сюткина М.Г. проинформировала о том, что во всех регионах и Территориальных отделениях СРО ААС идет обсуждение по проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», внесенный на рассмотрение Государственной Думы, В ходе проводимого обсуждения поступают возражения, поскольку законопроект не содержит в необходимом объеме меры по поддержке аудиторской отрасли в условиях коронавирусной инфекции  и изменения, которые приводили бы Федеральный закон 307-ФЗ в полное соответствие с действующими требованиям международных стандартов.

Далее выступили члены Совета Приволжского ТО СРО ААС Вайханская О.Л., Чувакорзина Л.В., Чурин Е.А., Мелентьева В.И., Никифоров С.Л.  

В частности, были высказаны следующие мнения по изменениям в часть 1 статьи 5, часть 18 статьи 23, часть 19 статьи 23 закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 года «Об аудиторской деятельности»:

  1. Предложенное повышение показателей объема выручки «более 800 миллионов рублей» и суммы активов бухгалтерского баланса «более 400 миллионов рублей» исключает из перечня субъектов обязательного аудита множество организаций, что может привести к неправильным оценкам и прогнозам государства в отношении слабых мест в экономике, например, рисков банкротства организаций, поступлений в бюджет, потери рабочих мест, увеличению безработицы.

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не содержит нормы предельной величины дохода для отнесения организации к СМП в размере 800 млн. руб. Критерием отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства является (ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) структура уставного капитала и средняя численность работников.

Следовательно, ссылка в пояснительной записке к законопроекту по аудиторской деятельности на то, что показатель выручки, как одного из критериев обязательного аудита, должен соответствовать Закону «О развитии МСП в РФ» (209-ФЗ) не обоснована.

  2. Увеличение числовых критериев обязательного аудита приведет к снижению качества бухгалтерского учета в малом и среднем бизнесе, подставит под сомнение достоверность данных, аккумулирующихся в ГИРБО, тем самым может стать причиной принятия неверных управленческих решений пользователей отчетности (например, потенциальных инвесторов и при оценке контрагентов).

Исходя из практики аудиторских проверок, качество ведения бухгалтерского учета, а также состояние систем внутреннего контроля организаций МСБ является не вполне удовлетворительным. При этом важно понимать, что формирование достоверных данных в бухгалтерской отчетности, по которой выдано АЗ, достигается в МСБ чаще всего исправлением выявленных аудитором нарушений во время проверки. Таким образом, если исключить аудит из системы формирования отчетности, достоверность данных последней будет очень сомнительной.

  3. Предложено добавить к организациям, проведение аудита отчетности которых обязателен в силу закона – застройщиков, организации сферы ЖКХ, как организации, имеющие общественное значение.

  4. Использование единых критериев для компаний федерального и регионального уровня приведет к тому, что значимые компании для региона уйдут из-под обязательного аудита. Кроме того, в ситуациях, когда проведение аудита будет носить инициативный характер, разрыв между общественным ожиданием и фактическим качеством оказания услуг будет увеличиваться.

  5. Было бы логично введение подпункта со ссылкой на законы, на основании которых устанавливаются требования об обязательном аудите. Предложенные изменения, касающиеся непосредственно закона об аудиторской деятельности, не могут быть рассмотрены без внесения изменений в другие законы, связанные с доступностью финансовой информации для граждан.

  6. Из текста пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»: «Принятие законопроекта окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для участников рынка аудиторских услуг и иных лиц». По нашему мнению, снижение критериев окажет негативное влияние на региональный аудит, приведет к снижению конкурентоспособности региональных аудиторских компаний, снижению качества аудита, увеличению цен на аудиторские услуги в регионах.

Кроме того, достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником для формирования статистических данных.

  7. Период 2019-2025 годов будет характеризоваться значительными изменениями в сфере бухгалтерского законодательства. За указанный период претерпят изменения все подзаконные акты законодательства о бухгалтерском учёте. Также в планах Минфина стоит разработка отраслевых стандартов, которые отсутствуют в правовом поле порядка 20 лет. Внедрение новых федеральных и отраслевых стандартов учёта существенно затронет качественный характер раскрываемой информации в бухгалтерской отчётности организаций.

Важно рассматривать процесс организации формирования данных бухгалтерской отчётности экономическими субъектами только в рамках государства в целом. Цель – единообразие подходов и сопоставимость данных.

  8. Отсутствие контроля над правильностью формирования отчётности организаций малого и среднего бизнеса приведёт к качественным и количественным расхождениям в показателях строк отчётности. Показатели строк отчётности «крупного бизнеса» будут несопоставимы с аналогичными показателями данных отчётности «среднего и малого бизнеса».

Как следствие, возникнет дисбаланс данных (статистических и пр.) в информационном пространстве государства в целом.

  9. Превалирующее большинство собственников среднего и малого бизнеса теряют свой бизнес не по причине невозможности платить налоги, а по причине неумения правильно организовать бизнес-процессы, как следствие очень часто собственники не могут договориться, бизнес дробиться и т.д.

Наиважнейшим инструментом, позволяющим выстроить все бизнес-процессы, является система внутреннего контроля. Аудит – это единственный институт, проводящий исследование СВК. Обделяя малый и средний бизнес аудитом, мы, тем самым, снимем ответственность с них за организацию СВК, которую каждый экономический субъект обязан организовать и осуществлять согласно 19 статьи 42-ФЗ.

Важно учесть, что роль внутреннего контроля возрастёт в разы с переходом на новые стандарты учёта. СВК пока в российских организациях явление невостребованное и требует серьёзных организационных вложений.

Если из процесса внедрения системы внутреннего контроля, новых стандартов, технологий учёта и раскрытия информации в отчётности в ближайшие 6 лет исключить аудит для малого и среднего бизнеса, то последствия для Российской экономики могут быть необратимыми.

  10. В законопроекте не обосновано увеличение критерия актива бухгалтерского баланса в 6,7 раза - с 60 млн. руб. до 400 миллионов рублей.

По нашему мнению, повышение критериев окажет негативное влияние на региональный аудит, приведет к снижению конкурентоспособности региональных аудиторских компаний, снижению качества аудита и как результат, к увеличению цен на аудиторские услуги в регионах, что противоречит так же и п. 1.4. Дорожной карты по реализации Основных направлений развития аудиторской деятельности в РФ.

  11. В отношении приостановления проведения плановых проверок качества работы аудиторских организаций в срок до 01 января 2021 года. В связи с тем, что к моменту принятия Закона, большинство аудиторских организаций, включенных в план ВККР на 2020 год, пройдут проверки, актуальность данной поправки является не значительной. А также для малых аудиторских компаний увеличится финансовая нагрузка при прохождении ВККР, так как увеличится период проверок на один год и соответственно повысится целевой взнос на прохождение ВККР.

  12. В отношении приостановления действия в 2020 г. пункта 7 части 1 статьи 12 Закона «Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора» (п. 19 предлагаемых изменений), в части несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Закона по следующим основаниям:

- в связи с тем, что основная часть аудиторов прошли повышение квалификации в 2020 году и продолжают обучаться он-лайн, вышеуказанные изменения являются не актуальными;

- существенное увеличение финансовой нагрузки для аудиторов, членов СРО ААС, не прошедших повышение квалификации в 2020 году, так как стоимость курсов в 2021 году может быть выше и аудиторы будут вынуждены проходить обучение в объеме 80 часов вместо 40 часов.

  13. Законопроект не содержит поправки в отношении требований к минимальной численности аудиторских организаций, проводящих аудит общественно значимых организаций в количестве 3-х аудиторов в штате по основному месту работы. Предлагаем ввести данную норму, так как она является важным и необходимым элементом для обеспечения качества оказания аудиторских услуг общественно значимым организациям и для организации системы внутреннего контроля.

По результатам обсуждения будет подготовлено обобщенное мнение от Приволжского ТО СРО ААС и направлено в Правление СРО.




Все новости