Пресс-релиз Круглого стола в г. Санкт-Петербурге 13 сентября 2017 года


18 октября 2017 00:00

13 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Круглый стол Северо-западного Территориального отделения Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» (далее – СЗТО СРО ААС) на тему: «Состояние российского аудита, перспективы дальнейшего развития. Инициативы Центрального Банка России по реформированию аудиторской отрасли». В его работе приняли участие представители Северо-Западного региона СРО ААС и СРО РСА: Желтяков Дмитрий Витальевич, Зейкан Оксана Ласловна, Крылова Елена Евгеньевна, Кузнецов Александр Павлович, Кузнецов Дмитрий Михайлович, Левашова Алла Анатольевна, Михайлович Татьяна Николаевна, Сударикова Ольга Адольфовна, Фрадина Татьяна Ильинишна, Чепик Наталия Александровна, Щеглова Наталия Николаевна, а также координаторы Северо-Западных отделений от СРО ААС Соломонова Елена Борисовна и от СРО РСА Пасонен Христина Борисовна.

Открыл Круглый стол Председатель Совета СЗТО СРО ААС Кузнецов Александр Павлович, который предложил обсудить разработанные Банком России предложения по изменению законодательства об аудиторской деятельности, итоги встречи представителей Банка России и аудиторов Дальневосточного федерального округа, а также подготовить свои вопросы и обоснованные предложения по проекту изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, разработанному Центробанком и Минфином России.

В обсуждении приняли активное участие: Крылова Елена Евгеньевна (СРО РСА), Левашова Алла Анатольевна (СРО ААС), Михайлович Татьяна Николаевна (СРО ААС), Желтяков Дмитрий Витальевич (СРО ААС), Кузнецов Дмитрий Михайлович (СРО РСА), Фрадина Татьяна Ильинична (СРО ААС).

Участниками Куглого стола были высказаны критические замечания по многим положениям законопроекта, в том числе по критериям обязательного аудита, по определению основного места работы аудитора и использованию его аттестата на право аудиторской деятельности, выпуск и подписание аудиторского заключения. Были отмечены негативные последствия для аудиторского рынка и экономики в целом в случае принятия указанных поправок.

Кузнецов Дмитрий Михайлович сообщил, что представителями аудиторского сообщества были подготовлены комментарии к Законопроекту, высказаны возражения против концепции о передаче функций регулятора Банку России, но никакие значимые возражения, направленные аудиторским сообществом на данные Предложения, при подготовке Законопроекта учтены не были.

По результатам обсуждения поступило предложение создать рабочую группу с привлечением представителей аудиторского сообщества, предпринимательского сообщества, торгово-промышленной палаты, представителей Центрального банка и Минфина России с целью доработки данного Законопроекта.

Крылова Елена Евгеньевна обратила внимание коллег на несколько концептуальных нововведений Законопроекта. Предусматривается, что Центробанк будет регулировать, контролировать и НАДЗИРАТЬ. Можно предположить, что в результате преобразований, предусмотренных проектом, аудит сделает шаг назад, так как будет регулироваться инструкциями Банка России и выйдет из сферы влияния МСА. Все, что развивалось и отстраивалось в течение последних 15 лет, будет практически разрушено, а построена будет система в рамках интересов ЦБ. В настоящее время внешний контроль качества работы предусматривает, что аудиторы и аудиторские организации проверяются на соблюдение закона об аудиторской деятельности, ФПСАДов и МСА, кодекса этики и правил независимости, а согласно законопроекта будут проверять аудиторскую деятельность организации в целом, то есть аудит будет полностью поднадзорен Центробанку. Из проекта ясно, что текст аудиторского заключения будет изменен и расширен. Аудиторы будут указывать не только обстоятельства о недостоверности отчетности, но и те обстоятельства, которые могут повлиять в будущем на недостоверность отчета, например, мнимые сделки. В законопроекте введены новые термины, не указанные в МСА, а именно «лицо, отвечающее за проведение проверки». Хотелось бы получить разъяснения авторов, каковы будут его функции. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в данном законопроекте отражаются ведомственные интересы Банка России и совсем не представлены интересы государства в отношении развития института аудита в России, а также не учитываются мнения профессионалов по ведению аудиторской деятельности. Аудит должен способствовать развитию экономики как в целом на государственном уровне, так и повышению эффективности управления отдельными отраслями экономики и отдельными организациями.

Зейкан Оксана Ласловна продолжила обсуждение темы, начатой Крыловой Е.Е., о конфликте интересов, возникающем внутри Банка России, в результате возложения на него сразу трех функций: регулирования, надзора и контроля. Оксана Ласловна предложила задать от аудиторского сообщества следующие вопросы: почему регулятивная функция переходит от МФ к ЦБ, кто будет аудитором ЦБ, и как будет решаться вопрос независимости аудитора ЦБ. Также она высказала мнение, что, не отменяя вопросы по отдельным статьям, мы должны поставить, в первую очередь, вопрос об отмене в целом законопроекта, который несет в себе смену регулятора.

Левашова Алла Анатольевна выразила обеспокоенность сохранением количественных критериев СРО аудиторов. При приведении аудиторских организаций в соответствие с новыми требованиями Закона (3 аудитора по основному месту работы) около 50 процентов аудиторских организаций прекратят свою деятельность, существенное количество аудиторов уйдет из профессии. Соответственно может возникнуть ситуация, что их не хватит ни на одно СРО аудиторов.  Алла Анатольевна считает, что саморегулирование в аудиторской отрасли необходимо сохранить, неприемлемо убирать органы взаимодействия между регулятором и аудиторским и бизнес-сообществом в целом в области регулирования аудиторской деятельности.

Михайлович Татьяна Николаевна поддержала мнение Левашовой А.А. и призвала заняться в первую очередь ключевыми вопросами. Татьяна Николаевна считает, что основной задачей является укрепление рынка. Она обратила внимание присутствующих на то, что Законопроектом предлагается существенно ужесточить стоимостные критерии для проведения обязательного аудита. Само по себе повышение стоимостных критериев приведет к необоснованному уменьшению количества аудируемых лиц, что приведет к существенному ухудшению качества финансовой отчетности таких компаний, а также приведет к резкому сокращению рынка для небольших и в особенности региональных аудиторских организаций.

При этом ни в законопроекте, ни в первоначальных предложениях Банка России, ни в пояснительных записках к вышеуказанным документам не приводится обоснование столь радикального изменения стоимостных критериев. Михайлович Т.Н. представила статистические данные и обоснования с учетом международного опыта, касающиеся ужесточения критериев обязательного аудита, еще раз высказала свое категоричное мнение о том, что ни в коем случае нельзя дать увеличить критерии обязательного аудита, они и в настоящее время рекордно высоки по сравнению с международным опытом. Кроме того, предложила рассмотреть вопрос о расширении количества юридических лиц, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, в частности, при рассмотрении вопроса о выдаче кредита, реорганизации и ликвидации организаций, при участии в конкурсах на закупки для государственных нужд. Также рассмотреть вопрос о введении значимой ответственности за уклонение от прохождения обязательного аудита финансовой отчетности.

Сударикова Ольга Адольфовна отдельно отметила, что законопроект вводит дополнительную статью 5.1, предусматривающую существенные ограничения не только в отношении аудиторских проверок как таковых, но и всех видов аудиторских услуг, оказываемых общественно-значимым организациям, в том числе консультационных, сопутствующих и др.

Кузнецов Александр Павлович поддержал мнение аудиторов о том, что в обсуждении проекта изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, разработанного Центробанком и Минфином России должны принять активное участие представители предпринимательского сообщества, торгово-промышленной палаты и др. общественных организаций. Они должны сформулировать свои вопросы и высказать обоснованные предложения представителям Банка России по реформированию аудиторской отрасли, тк эти изменения затрагивают не только каждого члена аудиторского сообщества, но и состояние экономики России в целом. 

Участники Круглого стола приняли решение подготовить аргументированные предложения и прислать их на электронные адреса Кузнецова Д.М. и Михайлович Т.Н. для выработки единого мнения и подготовки обоснованного документа по установленному формату, который будет содержать вопрос, адресованный представителям ЦБ России и аргументированное предложение/ответ. Окончательный вариант документа будет рассмотрен и утвержден на следущем Круглом столе, который состоится в Санкт-Петербурге 20 сентября 2017г. в 13ч 00 мин.

В целом Круглый стол прошел в рабочей доброжелательной обстановке. Участники обменялись своим видением существующих проблем, предложили соответствующие пути и методы их решения.




Все новости