Пресс-релиз встречи инициативной группы федерального округа в Санкт-Петербурге 20 сентября 2017 года


18 октября 2017 00:00

Пресс-релиз встречи инициативной группы от имени аудиторского сообщества Северо-Западного федерального округа в Санкт-Петербурге 20 сентября 2017 года

20 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась рабочая встреча инициативной группы по внесению предложений от имени аудиторского сообщества Северо-Западного федерального округа по результатам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» В его работе приняли участие представители Северо-Западного региона СРО ААС и СРО РСА: Крылова Елена Евгеньевна, Кузнецов Александр Павлович, Кузнецов Дмитрий Михайлович, Левашова Алла Анатольевна, Михайлович Татьяна Николаевна, Сударикова Ольга Адольфовна, Щеглова Наталия Николаевна, а также координаторы Северо-Западных отделений от СРО ААС Соломонова Елена Борисовна и от СРО РСА Пасонен Христина Борисовна.

С информацией о Круглом столе, прошедшем в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку 19 сентября 2017, и о своих впечатлениях выступили Кузнецов А.П. и Кузнецов Д.М., которые приняли в нем личное участие.

Мероприятие, на котором были обсуждены предложенные Банком России поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, прошло с участием представителей аудиторского сообщества, СРО, предпринимательских объединений.

Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков в своем вступительном слове определил основные задачи и проблемы в аудиторской отрасли, на решение которых должен быть направлен законопроект.

Начальником Департамента корпоративных отношений Банка России Еленой Курицыной была представлена презентация (размещена на сайте СРО ААС), в которой были приведены основные предлагаемые Банком России изменения в законодательство об аудиторской деятельности, а также мотивы авторов законопроекта. Елена Игоревна обратила особое внимание на позицию Банка России в части сохранения права аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», участвовать в осуществлении аудиторской деятельности, в том числе при проведении аудита общественно значимых организаций, за исключением права быть руководителем аудита. Присутсвующими на Круглом столе были заданы вопросы, в числе которых неоднократно прозвучала просьба дать обоснование требованию к аудиторским организациям, имеющим право проводить аудит общественно значимых организаций, о минимальной численности  аудиторов по основному месту работы, которая  должна составлять 7 аудиторов, а с 2023 года – 12. Кузнецов Д.М. отметил, что, к большому сожалению, на данный вопрос начальник  Департамента корпоративных отношений Банка России Елена Курицына не дала ответа.

Также на Круглом столе была дана возможность выступить со своим мнением о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» представителям СРО аудиторов, аудиторского сообщества и потребителям аудиторских услуг.

Они указали на необходимость установления критериев обязательного аудита по числовым показателям на уровне: объем выручки – 400 млн. руб., активы баланса – 100 млн. руб., численность работников – 50 человек, обратили  внимание на необходимость корректировки формулировок законопроекта, касающихся требований к работе аудиторов «по основному месту работы» в целях подтверждения соответствия аудиторской организации требованиям к членству в СРО по формуле «однократное использование квалификационного аттестата аудитора» для расчета численности только в одной аудиторской организации.

В рамках рассмотрения данной законодательной инициативы предложено изменить подход к определению критериев численности членов СРО с абсолютного на относительный (исходя из процентного объема членов СРО от общего количества субъектов аудиторского рынка), либо рассмотреть вопрос о целесообразности снижения существующего абсолютного критерия.

Кузнецов Д.М. обратил внимание на то, что по мнению Анатолия Аксакова по ряду вопросов, в частности касающихся требований к численности аудиторских организаций и численности самих СРО, необходим поиск компромиссов в целях обеспечения интересов всех заинтересованных сторон, но четких ответов по критериям к СРО участники мероприятия не получили.

Кузнецов Д.М. сообщил, что кроме того, в рамках Круглого стола была высказана позиция представителей аудиторского сообщества о необходимости создания независимого органа, куда аудиторы смогут обратиться за защитой в случае несогласия с вынесенными в их адрес предписаниями ЦБ. Представитель ЦБ же выступил жестко против какого-либо независимого органа.

Участники Круглого стола были проинформированы об основных этапах и сроках проведения реформы аудита. Согласно представленному time-line принятие законопроекта запланировано до конца 2017 года. Глава думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что ожидает внесения проекта в Госдуму на этой неделе.

Далее участниками встречи были обсуждены вопросы и предложения по проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)», разработанные членами инициативной группы по результатам Круглого стола «Состояние российского аудита, перспективы дальнейшего развития. Инициативы Центрального Банка России по реформированию аудиторской отрасли», состоявшегося в Санкт-Петербурге 13 сентября 2017 года.

Члены рабочей группы сообщили, что они решили разделить вопросы на пять блоков, имеющих общую тематику.

  • Тема 1. Целеполагание законопроекта и оценка его регулирующего воздействия

В целом собравшиеся поддержали подготовленные инициативной группой вопросы и предложения по данной теме, но порекомендовали не выделять их в отдельную тему, а перенести в преамбулу обращения.

  • Тема 2. Финансовые критерии обязательного аудита

Членами рабочей группы выражена озабоченность, что повышение стоимостных критериев приведет к необоснованному уменьшению количества аудируемых лиц, что приведет к существенному ухудшению качества финансовой отчетности таких компаний, а также приведет к резкому сокращению рынка для небольших и в особенности региональных аудиторских организаций. Отдельной оценки требует обоснованность, предложенных авторами законопроекта, финансовых критериев обязательности аудита, а также оценка их влияния на общее состояние рынка аудиторских услуг. Крылова Е.Е. обратила внимание на то, что введение данных критериев дает возможность организациям к недобросовестной манипуляции/подтасовке фактических данных бухгалтерской отчетности с целью уклонения от обязательного аудита. В тоже время она отметила, что за предоставление недостоверных данных не установлено никакого существенного наказания. Также участники Круглого стола заметили, что из проекта закона не понятно, кто будет заниматься контролем за выполнением организациями требований закона в части прохождения обязательного аудита по критериям.

Михайлович Т.Н. выразила мнение о том, что исходя из анализа международной практики, финансовые критерии обязательности аудита в России надо смягчать , т.е. понижать, а не повышать. Татьяной Николаевной было отмечено: принятие закона не приведет к повышению достоверности и прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, так как сколько ни усиливай контроль над аудитом, это не приведет к повышению качества отчетности организаций.

  • Тема 3. Ужесточения требований к аудиторским организациям в целом, а также аудиторским организациям, проводящим аудит общественно значимых организаций

Кузнецов Д.М. сообщил, что законопроектом вводится двухконтурная система регулирования аудиторской деятельности. Первый контур - все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Второй контур - аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям. Он отметил, что не понятно, почему для получения права аудита общественно значимых организаций вводится отдельный реестр аудиторских организаций. Участники встречи решили внести в обращение альтернативное предложение: добавить в действующий реестр аудиторских организаций сведения о праве проверки ОЗО, а не вводить двухконтурных реестр.

Левашовой А.А. было отмечено, что аудиторское сообщество в течение последних лет регулярно сталкивается с попытками увеличить требования к аудиторским организациям, имеющим право проведения аудита общественно значимых субъектов (ныне организаций). Не представлено убедительных доказательств того, что нынешние требования к аудиторским организациям приводят к оказанию некачественных услуг в адрес ОЗХС, либо к иным негативным последствиям. Кузнецов Д.М. указал на то, что все указанные и необоснованные попытки ужесточить требования являются лишь способом перекроить рынок аудиторских услуг в этой части в пользу крупнейших аудиторских компаний.

Кузнецов А.П. отметил, что законопроект носит узковедомственный характер, направлен, в первую очередь, на решение Банком России задач, связанных с проблемами регулирования подконтрольных ему организаций финансового сектора. Законопроект не достигает поставленных целей реформирования аудита и аудит превращается в ведомственный контроль.

Присутствующими было обсужденотребование к аудиторским организациям о наличии не менее трех аудиторов по основному месту работы. После продолжительных дебатов и заслушав аргументацию, приведенную Крыловой Е.Е., было принято решение поддержать это требование, а также предложено отдельно отметить в преамбуле к обращению, что данная норма должна послужить одной из предпосылок к повышению качества аудиторских услуг, а также инструментом в борьбе с демпингом.

Участники круглого стола предложили также задать авторам законопроекта вопрос: правильно ли мы понимаем, что индивидуальные аудиторы будут иметь право осуществлять обязательный аудит. В случае принятия такой нормы, она может иметь разрушительные для экономики последствия.

Сударикова О.А. отметила, что, вводя норму об обязательном проведении открытых конкурсов на проведение аудита, ОЗО Банк России необоснованно вмешивается в законодательство о федеральной контрактной системе и закупках для государственных нужд, необоснованно диктует способы и формы осуществления закупки организациям, не подпадающим под действие вышеуказанного законодательства (например, частным организациям, являющимся тем не менее ОЗО). Обоснованным и достаточным является требование проведения открытых конкурсов на проведение аудита отчетности организаций с долей государственной собственности в уставном капитале, которое уже содержится в действующей редакции Закона 307-ФЗ. Собравшиеся поддержали предложение отклонить предлагаемую норму вне зависимости от отклонения или принятия статьи 5.1 в целом.

  • Тема 4. Применение международных стандартов аудита в России

За последние годы было сделано очень многое для внедрения общепринятых мировых стандартов в аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. Считалось, что применение указанных стандартов (МСА) приведет к повышению качества аудиторской деятельности и как следствие повышению доверия к результатам аудита, проводимого российскими аудиторами и признанию таких результатов на международной аренде.

Вместе с тем, законопроектом фактически нивелируется роль международных стандартов, сводя их к некой справочной системе, фактически усматривается стремление заменить международные стандарты системой нормативных актов Банка России.

  • Тема 5. Прочие вопросы

Участники Круглого стола поддержали новаторство закона в части дополнительных подписей под аудиторским заключением.

Отдельно участники Круглого стола высказали озабоченность аудиторского сообщества упразднением Совета по аудиторской деятельности, высказав мнение, что предлагаемое изменение приведет к тому, что Банк России будет единолично принимать решения в области регулирования аудиторской деятельности.

Кузнецов Д.М. обратил внимание на то, что инициативная группа от лица аудиторского сообщества Северо-Западного региона выразила глубокую озабоченность предлагаемыми изменениями, которые существенно влияют на деятельность подавляющего большинства участников аудиторского рынка, могут привести к существенному ухудшению качества бухгалтерской отчетности, а также состояния корпоративной среды в целом.

В связи с тем, что на Круглом столе 19 сентября 2017 представители ЦБ подтвердили свое намерение о проведении региональных встреч с представителями аудиторского сообщества, Кузнецов А.П. обратил внимание присутствующих на сроки информирования о проведении мероприятий, связанных с обсужением законопроекта. «Вследствие того, что информация о проведении встречи в Санкт-Петербурге может поступить в кратчайшие сроки, надо быть готовыми оперативно отреагировать», - отметил Александр Павлович.

Было принято решение подготовить к встрече с представителями ЦБ в Санкт-Петербурге документ в формате вопрос – предложение - обоснованный ответ (аргументация).

В завершении встречи участники в очередной раз выразили уверенность в том, что предложенный к обсуждению аудиторским сообществом законопроект не достигает поставленных перед авторами целей.




Все новости