Доклад министра финансов Антона Силуанова на расширенной коллегии Росфиннадзора


10 апреля 2014 00:00

За последние 10 лет Росфиннадзором достигнуты значительные результаты в осуществлении контроля, надзора в бюджетной сфере и осуществлении валютного контроля, внешнего контроля. Все это время Минфин России вместе со специалистами службы планомерно создавал все необходимые условия для повышения эффективности работы службы. В последнее время основные усилия были направлены на совершенствование законодательной базы контрольной работы. Были внесены поправки в Бюджетный кодекс, в Кодекс административных нарушений, которые совместно с законом о Счетной палате РФ реализует новые подходы к государственному и муниципальному контролю.

  Работа над законодательством вместе с вами позволила закрепить новую функцию Росфиннадзора по контролю за полнотой и достоверностью отчетности по реализации государственных и муниципальных работ. Сейчас мы перешли на новый принцип бюджетирования через госпрограммы. Первый год нам показал, что не все задачи, которые мы ставили перед собой, удалось решить, тем не менее, мы планомерно будем дальше двигаться в этом направлении. Вопрос эффективности госпрограмм, проверка реализации тех задач, которые ставит государство перед соответствующими структурами – как раз ваша ответственность, ваша непосредственная задача. С 2013 года утверждены правила осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в том числе в части бюджетных правоотношений и закупок, а также контроль за использованием средств Фонда ЖКХ.

  Прошу вас больше внимания уделять использованию средств не только бюджетов, но и государственных корпораций, которые получают ресурсы из федерального бюджета. По сути дела это квазибюджетные организации, поэтому и внимания уделять им необходимо не меньше, чем использованию бюджетных ресурсов.

  Сделано немало, но перед нами стоят еще большие задачи. Важнейшая из них - формирование единой методологии проведения контрольной деятельности всеми органами внутреннего государственного финансового контроля. В министерстве есть свои контрольные службы, не всегда с единым порядком контроля, едиными методологиями, они не увязаны контрольной работой между собой. Поэтому вопрос о подготовке методики, которая должна содержать рекомендации по составлению планов контроля на предприятиях, проведения проверок, ревизий, обследований, квалификации нарушения, составления понятной формализованной отчетности результатов контроля – наша с вами работа.

  Кроме того, необходимо формирование методологии анализа ведомственных мер самоконтроля с учетом процедур внутреннего аудита надежности. Это позволит обеспечить надлежащее качество финансового менеджмента главных распределителей бюджетных средств. Также Минфину России совместно с Росфиннадзором необходимо продолжить работу по координации деятельности регионального и муниципального контроля за бюджетными правоотношениями в сфере закупок.

  Следующая задача – необходимо установить детальный порядок ежегодного планирования контрольных мероприятий службы и координации этих планов с нашим внешним аудитом Счетной палатой. Мы постоянно говорим о необходимости более тесного взаимодействия всех контрольных органов страны, внешнего и внутреннего контроля, чтобы не было дублирования проверок, не было бы таких случаев, когда за проверками Счетной палаты приходит в эту же организацию Росфиннадзор.

  Также в службе должна быть создана система оценки эффективности ключевых показателей деятельности ведомства. Считаем, что такая система необходима для работы любого ведомства, как Министерства финансов, так и всех наших подведомственных органов, в том числе Росфиннадзора. Целесообразно и необходимо использовать эту систему в качестве инструмента формирования системы материального стимулирования работников. Такую систему мы начали уже с вами формировать в прошлом году, в этом году добавилось материальное стимулирование, уже выделены средства на формирование системы по материальному стимулированию для территориальных органов Росфиннадзора.

  Наиболее важной задачей в сфере осуществление валютного контроля должно стать приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области факторинга. А также внесение изменений в ФЗ о валютном контроле, в части легализации использования резидентами своих счетов в банках, расположенных за пределами РФ. Остаются задачи по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части уточнения подходов дифференциации санкций.

  В 2012 году Росфиннадзор приступил к выполнению государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы организаций, проводящих обязательный аудит общественно значимых организаций. Выполнение этих полномочий требует повышения квалификации государственных гражданских служащих, совершенствования информационного обеспечения деятельности, разработку систем показателей, характеризующих деятельность Росфиннадзора в сфере контроля качества работы аудиторских организаций.

  Хотел бы услышать на коллегии результаты работы по контролю качества работы аудиторских организаций: насколько они объективны, эффективны, насколько соответствуют требованиям законодательства. Мы понимаем, что по заключениям, которые дают аудиторы, во многом принимаются управленческие и финансовые решения, поэтому качество работы компаний не может быть нам безразлично.

  В 2014 году планируется завершить работу по формированию целостной системы нормативно-правовой базы для создания условий для работы Росфиннадзора. В связи с расширением функционала службы: уже принято решение об увеличении численности центрального аппарата на 50 человек, планируется рассмотреть возможность увеличения численности территориальных органов.




Все новости