Информационное сообщение Минфина России 11 января 2023 г. № ИС-аудит-60 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»
Опубликован Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г.
На официальном Интернет-сайте Минфина России размещен Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. (рубрика «Аудиторская деятельность – Общая информация – Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»). В нем обобщены предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Для каждого случая в Перечне приведены: законодательная норма, вид отчетности, подлежащей обязательному аудиту, субъект обязательного аудита.В Перечне случаи обязательного аудита объединены в две группы: в силу федеральных законов (за исключением Федерального закона «Об аудиторской деятельности») и в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Количество случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за
2022 г., включенных Перечень, практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом. При применении Перечня необходимо обратить внимание на пункты 47, 71, 75 - 78. Кроме того, следует учесть, что обязательный аудит проводится в случае, если отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному федеральными законами.
Установлены особенности государственного контроля в сфере аудита в 2023 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г.
№ 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля[1]. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 октября 2022 г. № 1743 и от 29 декабря 2022 № 2516 эти особенности уточнены для контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в 2023 г. В частности:
1) в 2023 г. при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Это ограничение не распространяется на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход. Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2023 г.:
Казначейство России будет проводить плановые проверки деятельности лишь тех оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям аудиторских организаций, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска[2];
Минфин России не будет проводить плановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
2) на 2023 г. установлены допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок;
3) введено право контролируемого лица обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Обращение, поступившее не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, подлежит включению в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 г. Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия. В случае если профилактический визит проведен в течение 3 месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган вправе принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 (с учетом изменений, внесенных постановлениями от 1 октября 2022 г. № 1743 и от 29 декабря 2022 № 2516), не распространяются на внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов, а также надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынке, осуществляемый Банком России.
Уточнена процедура аудита финансовой отчетности Банка России за 2022 г.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Национальный финансовый совет принимает решение об обязательном аудите годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию для проведения обязательного аудита. Банк России обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором на проведение обязательного аудита предоставлять ей отчетность и информацию, которые необходимы для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России. При этом счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации
«О государственной тайне», проверяются Счетной палатой Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2022 г. № 571-ФЗ в целях проведения аудита годовой финансовой отчетности Банка России за 2022 г. Национальный финансовый совет может определить перечень счетов и операций Банка России, подлежащих проверке также Счетной палатой Российской Федерации. Этот перечень устанавливается в дополнение к счетам и операциям Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. № 571-ФЗ вступил в силу с 28 декабря 2022 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-52.
[2] О категоризации аудиторских организаций в целях внешнего контроля их деятельности см. Положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009.
Документы по теме
Тэги
Связанные новости
Отчетность в Минфин России по форме 2-аудит за 2022 г.
Все новости