Новости МФБ: Процесс разработки, внедрения и применения стандартов для общественных интересов


23 июня 2017 00:00

20.06.2017

Процесс разработки, внедрения и применения стандартов для общественных интересов

На сайте МФБ опубликовано обращение Fayezul Choudhury, Генерального директора МФБ к руководителям организаций-членов Международной Федерации Бухгалтеров (МФБ).  Fayezul Choudhury привлек их внимание к вопросу актуализации международного нормотворческого процесса в области аудита и профессиональной этики.

В течение последних двух лет МФБ обсуждал с Мониторинговой Группой (МГ) проблематику укрепления международного нормотворческого процесса аудита и профессиональной этики, в том числе модели контроля и управления, финансирования, независимости и скорости выхода на рынок.

МФБ предложила конструктивные усовершенствования, которые позволят повысить эффективность работы, внедрить инновационные идеи и ввести всемирные стандарты, что будет отвечать актуальным и будущим потребностям ключевых заинтересованных лиц, включая участников рынка, инвесторов и профессионалов.

В ближайшие недели МГ предоставит собственную версию документа, с которой члены МФБ будут ознакомлены. Наличие актуальных современной реальности всемирных стандартов сейчас важно, как никогда.

По вопросу разработки стандартов МФБ продолжает взаимодействовать с ключевыми заинтересованными сторонами и предлагает руководителям организаций-членов МФБ поддержать этот процесс, привлекая   внимание заинтересованных сторон, таких как регуляторы ценных бумаг, национальные органы по стандартизации, институты, директоры комитетов по аудиту, которых Вы знаете.

Оптимизация будущей модели

Успех используемой модели

Применяемая модель установления стандартов основывается на консенсусе между частным и общественным секторами, с учетом понимания того, что частные интересы в наибольшей степени обеспечены тогда, когда все заинтересованные стороны сотрудничают и выполняют свои общественные обязательства.

Важным является то обстоятельство, что данная модель функционировала более десяти лет, обеспечила принятие высококачественных стандартов, признанных в мире.

  •  В более чем 100 юрисдикциях стандарты IAASB и IESBA либо приняты, как официальные, либо используются как основа для создания национальных стандартов.
  • Каждый рабочий орган, устанавливающий стандарты (SSB) состоит из участников, обладающих техническими знаниями, пониманием профессиональной и региональной специфики.
  • Консультативная экспертная группа (CAGs), которая включает в себя представителей заинтересованных лиц, обеспечивает техническую поддержку для введения стандартов.
  • МФБ оказывает всяческую операционную поддержку SSB, в то же время избегает любых действий, способных оказать влияние на стратегию, операционную деятельность SSB или содержание устанавливаемых стандартов.
  • Специальная программа МФБ помогает адаптировать международные стандарты в 135 юрисдикциях.
  • Несмотря на то, что международные стандарты не были официально включены в Европейское законодательство, 26 из 28 членов Европейского Союза официально ввели в действие международные стандарты аудита.

 Усовершенствование действующей модели

Деятельность МФБ нацелена на то, чтобы принятие и внедрение стандартов соответствовало изменяющимся условиям ведения деятельности, МФБ проводит регулярный мониторинг актуальности применяемой модели разработки и внедрения стандартов, планирует действия, направленные на усовершенствования действующей модели. Говоря об усовершенствовании модели разработки стандартов, стоит обратить внимание на следующее:

  •  Понимание мотива изменений. Для некоторых заинтересованных лиц не понятно, почему существующая система должна быть изменена, особенно если вопросы, вызывающие озабоченность четко не определены, а предлагаемые изменения основаны на субъективных восприятиях и их влияние на повышение качества стандартов не очевидна.
  • Последствия принимаемых изменений. Все вносимые изменения должны исключать дополнительные риски для заинтересованных сторон, изменения должны приниматься на основе консенсуса заинтересованных сторон.
  • Национальные и международные стандарты. Принятие и введение в действие международных и национальных стандартов сильно различается. Те, кто разрабатывают и утверждают международные стандарты не обладают полномочиями их утверждения на законодательном уровне. Напротив, те, кто утверждают национальные стандарты обладают поддержкой ключевых представителей заинтересованных сторон.
  • Защита общественных интересов. Международные стандарты – это своего рода международный продукт, созданный для общественных интересов.  Ряд государств не обладают достаточными возможностями и ресурсами для разработки собственных стандартов и применяют международные.
  • Понимание и учет рисков. Отказ от принципа баланса интересов разных заинтересованных сторон увеличивает риск несоблюдения общественных интересов.
  • Техническое обеспечение для развития стандартов. Без соответствующего технического обеспечения принимаемые изменения могут либо не быть применимы, либо привести к значительным финансовым издержкам.
  • Глобальное представительство. Если при принятии международных стандартов не обеспечивается широкое представительство заинтересованных сторон, это создаст предпосылку для существенных отличий от и изменений по отношению к национальным стандартам, существенно снизит их релевантность к актуальным условиям.

 Рекомендации МФБ

МФБ считает, что совершенствование модели должно происходить по следующим направлениям:

 Обеспечение независимости

  • Независимое управление. Для дальнейшей оптимизации деятельности, Комитет по назначениям (NС) должен быть полностью независим от МФБ, MG, IPOB.
  • Представительство в NC. Данный комитет должен состоять из равного количества представителей профессии и других заинтересованных сторон. При этом важно их понимание технических аспектов.
  • Доверие. Работа NC должна быть регламентирована и осуществлять таким образом, чтобы вызывать доверие всех заинтересованных сторон.
  • Представительство в SSB. В рабочих органах, устанавливающих международные стандарты нужно избегать доминирования представителей профессии, данные органы должны также состоять из представителей других заинтересованных сторон – пользователей аудиторской информации, регуляторов, бухгалтеров и пр.
  • Модель реформирования. Реформирование должно осуществляться при вовлечении всех заинтересованных сторон. Это поможет в дальнейшем избежать конфликта интересов.

 Операционные процессы и эффективность

  • Чтобы добиться дальнейшего совершенствования стандартов, SSB должен продолжить фокусироваться не на детальной технической работе.
  • Оперативность принятия стандартов. Поскольку IAASB и IESBA устанавливают стандарты быстрее чем SSB, должен быть обеспечен гибкий механизм согласования, особенно при решении срочных вопросов.

 Договоренности по управлению

  • Контроль за процессом. PIOB должен сохранить за собой функцию контролирующего органа, представляющего все заинтересованные стороны, обеспечивающего прозрачность и взвешенность принимаемых решений.
  • Прозрачность. Представлять в открытом доступе повестки и результаты мероприятий, чтобы обеспечивать прозрачность принимаемых решений.



Все новости