Законопроекты о проведении обязательного аудита


13 декабря 2021 15:37

Законопроекты, посвящённые вопросам проведения обязательного и инициативного аудита акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью

На официальном портале Системы обеспечения законодательной деятельности размещены законопроекты, посвящённые вопросам проведения обязательного и инициативного аудита акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью:

  • Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 67-1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (об аудите в публичных и непубличных обществах)» Законопроект № 19894-8;

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части оптимизации деятельности непубличных акционерных обществ)» Законопроект № 19912-8.

В настоящее время для всех акционерных обществ (публичных и непубличных) сохраняется обязанность ежегодно проводить обязательный аудит.

Законопроектами предусматривается возможность отказа в непубличных акционерных обществах от обязательного аудита, что, по мнению разработчиков, позволит собственникам бизнеса освободиться от бремени обязательного аудита и привлечения для его проведения только аудиторских организаций, существующего сегодня только в силу факта принадлежности к определенной организационно-правовой форме юридического лица.

При этом правило проведения обязательного аудита предлагается сохранить в отношении акционерных обществ, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, а также для тех, в капитале которых участвует Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Законопроектом предусматривается в отношении публичных акционерных обществ, а также непубличных акционерных обществ, подпадающих под обязательный аудит, на основании федеральных законов (в том числе на основании критериев, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности") обязанность привлекать для проведения такого аудита только аудиторские организации, что предусмотрено Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и является, по мнению разработчиков, целесообразным.

При этом законопроектами в отношении непубличного акционерного общества, не подпадающего под обязательный аудит, предусматривается, что при необходимости и целесообразности совет директоров (наблюдательный совет) непубличного общества как орган, вырабатывающий стратегию деятельности общества и отвечающий за достижения ее целей, вправе принять решение о необходимости проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и, если принято такое решение - обязан включить в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос о назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Таким образом, в отношении непубличного акционерного общества, не подпадающего под обязательный аудит, предусматривается диспозитивное регулирование: оно может привлечь аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.

Также предлагается терминологию нормативных правовых актов в части аудита привести к единообразию - законопроектом вносятся уточняющие формулировки: "аудитор" заменяется на "аудиторскую организацию (индивидуальный аудитор)", "проверка и подтверждение правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" заменяется на "проведение аудита".

Предусмотренный законопроектами срок вступления в силу обусловлен вступлением в силу (с 1 января 2022 г.) положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", касающихся проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности только аудиторскими организациями.

Согласно решениям Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям:

  • Законопроект № 19894-8 предлагается включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2022 года (февраль); установить срок представления в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отзывов, предложений и замечаний до 10 января   2022 года; установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – февраль 2022 года.

  • Законопроект № 19912-8 предлагается включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2022 года (январь); установить срок представления в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отзывов, предложений и замечаний до 23 января 2022 года; установить срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – январь 2022 года.



Документы по теме


Тэги



Все новости